Теперь я буду писать небольшие рассказы в рубрику "ИСТОРИИ ИЗ ЖИЗНИ" на сайте
Психологического навигатора
http://deti.psynavigator.ru, я буду дублировать их здесь у себя в ЖЖ. Это рассказы о детях, с которыми я встречаюсь в работе или в повседневной жизни. Я стараюсь поделиться своим пониманием того, что важно для этих детей, чем они живут и что они говорят нам своим поведением.
Первая история. Кто виноват и что делать?
Родителям, имеющим двоих и больше детей, регулярно приходится быть «мировым судьей» в их ссорах и спорах. Эта история будет актуальной для них...
Одна мама
жаловалась на двоих своих сыновей 4-х летнего Мишу и 9-ти летнего Лешу, которые
постоянно ссорились во время совместных игр.
- Они зовут меня, и каждый ждет,
что я встану на его сторону. Что я назову правого и виноватого. А я не знаю,
что говорить и что делать. Ведь я иногда даже не вижу, кто первый начал!
Казалось бы задача неразрешимая.
Если принять за аксиому тот факт, что эти дети действительно ждут, чтобы мама
их рассудила. Но посудите сами, игра разладилась и оба недовольны и расстроены
этим, каждому кажется, что с ним обходятся несправедливо.
Что говорит обычно мама в таких
случаях?
- Играйте тогда по отдельности,
если вы ссоритесь.
- Кто первый начал?
- Сами виноваты.
- Старший должен уступать
младшему и т.п.
Думаю, когда дети зовут маму,
чтобы рассудила, они просто ведут себя привычным способом. Ведь когда мы,
взрослые, ссоримся, очень большой соблазн обвинить в ссоре партнера. Но это
приводит лишь к усугублению конфликта. Сами знаете, взаимные обвинения лишь
только отдаляют людей, а никак не способствуют установлению мира.
А что тогда делать? - спросите
вы. Давайте попробуем разобраться,
чего же на самом деле хотят мальчики?
Игра это совместный процесс, и
ценность ее для этих детей как раз в том, чтобы быть в процессе вместе. А когда
что-то делаешь вместе, периодически возникают разногласия и это нормально. Оба
захотели одну и ту же машинку. Миша хочет играть в доктора, а Леша отказывается
и предлагает вместо этого другое занятие. Младший случайно задел рукой
постройку, которую с таким трудом возводил старший. Самое главное: изначально
они хотели играть вместе, а не ссорится. Именно это было их совместным
желанием. А когда не получилось, они зовут на помощь маму, зовут для того чтобы
поддержала и помогла.
Для начала, было бы хорошо, чтобы
мама их выслушала. Причем обоих по очереди, а не одновременно. Ведь Леше будет
полезно услышать Мишину точку зрения, точно также как и Мише о том, что думает
его брат. Дети часто не умеют слушать друг друга, и этому надо учиться. Думаю,
вы без труда вспомните и таких взрослых, которые, не слушая собеседника, ждут,
когда можно будет сказать что-то самому.
После того, как оба ребенка
рассказали о своем видении ситуации, они ждут, чтобы мама поняла, что они
хотели, и приняла их чувства. Для этого важно, чтобы мама проговорила вслух,
чего хотел каждый из детей и что он чувствует.
Только после этого накал страстей
между Мишей и Лешей может снизиться, и можно будет попробовать договориться с
маминой помощью о дальнейшем продолжении игры.
В таком разговоре не возникает
вопроса о правых и виноватых. А даже если кто-то был зачинщиком конфликта, ведь
чувства, которые он испытывает, не менее настоящие. Важно, чтобы оба ребенка
могли почувствовать себя поддержанными и принятыми. Именно это избавит их от
необходимости провоцировать скандалы и дальше, чтобы каждый в очередной раз мог
убедиться, что мама или папа именно на его стороне. Кроме того, они смогут
начать говорить о себе словами, а не кулаками, а также что немаловажно для
разрешения конфликтов, научатся ставить себя на место другого человека, чтобы
лучше понять его.
После нашего разговора мы
встретились с мамой через неделю. Она с облегчением отметила, что уже несколько
дней у нее дома тихо и скандалы между братьями прекратились. Я думаю, это
произошло потому, что ей, наконец, удалось дать своим детям именно то, что им
было нужно.
Наверняка, этой маме еще не раз
придется помогать своим сыновьям договариваться друг с другом, но полученный
опыт будет для всех троих хорошей поддержкой. Ведь они будут знать, что есть
способ разрешения конфликтных ситуаций, при котором люди сохраняют уважением
друг к другу, неважно маленькие эти люди или большие.