Сочная армянская живопись Асламазян

Aug 25, 2013 16:46



В городе Гюмри (второй по величине город Армении, столица Ширакского марза) расположено множество музеев, одним из которых является Дом - музей сестер Асламазян.




Музей был построен в 1980 г. Расположен в центре города, на ул. Абовяна. Сам дом построен из черного туфа и украшен деревянными балконами.




Мариам была целеустремленнее и активнее в творчестве, чем Ерануи, потому ее работ здесь больше, а гиды, рассказывая о сёстрах, чаще произносят имя старшей сестры.




Асламазян Мариам Аршаковна (02.11.1907 - 16.07.2006). Картины Мариам пробуждают драматичные красочные темы того времени. Некоторые из работ Мариам выставлены в Государственной Третьяковской Галерее в Москве и в Галерее Искусств РА в Ереване.






Второй этаж, где выставлены работы Мариам, похож на изысканную ярмарку. Яркие пятна натюрмортов и портретов, обилие персиков и перцев, маски и символы, индийские и прочие восточные темы.




Выясняется, что Мариам любила игру насыщенных цветов и… индийские глаза, вдохновлявшие художницу во время ее поездок в эту удивительную страну. Мариам считала, что глаза индианок выразительнее армянских глаз. Обилие ярких красок и уверенных мазков - это символ благодарности в адрес Сарьяна. Мариам считала мастера своим истинным учителем, хотя никогда не училась у него.




«В полотнах Сарьяна, - говорила она, - было живое чувство красоты мира… Я объездила всю Армению и увидела, что Сарьян очень правдив, что он изображает нашу страну такой яркой, такой красивой. Я вижу ее такой же. Этому я научилась у Сарьяна». Как писали о Мариам, учиться у Сарьяна ей было легко и естественно, ведь она была прирожденным живописцем.




Жила, мыслила и чувствовала цветом, цветом и в цвете воспринимала мир. Ярким, мощным, темпераментным и всеобъемлющим цветом. Общепринятые живописные каноны ей мешали, она рвалась на простор, чтобы выразить ширь и глубину человеческих чувств, настроений и ощущений, которые ее переполняли.




Искусство Мариам Асламазян разнообразно и по темам, и по жанрам. Это композиционно-сложные картины, пейзажи, портреты, особенно женские. «Я много пишу женщин. Я думаю, что все, к чему прикасается женщина, делается возвышенным и привлекательным», - говорила Мариам. Художница увлекалась и керамикой. Но более всего она любила натюрморт. В натюрморте она выразила себя всю - мощную, но тонкую, глубокую и темпераментную.




Мариам добилась своего: всю жизнь она стремилась стать более заметным мастером, чем сестра, и даже отказалась ради искусства от радости материнства, будучи дважды женой. В студенческие годы она болела малярией, три года не занималась искусством, но затем взяла себя в руки и наверстала упущенное.




Она была при смерти, но держала кисть в руке. Феноменальная воля к искусству сделала из Мариам крупным художником. Ее работы хранятся во всём мире, о ней до сих пор много пишут, ее творчество пристально изучают.




Также шедеврами считают расписные глиняные тарелки Мариам.




Асламазян Ерануи Аршаковна (1909 - 1998). Младшая сестра - Ерануи или Еран, как называла ее Мариам, - была мягче по нраву, но не уступала старшей в склонности к прекрасному. Ерануи окончательно сформировалась как художник в России.




В тяжелые годы Великой Отечественной войны художница мобилизовала все свои силы на создание произведений, откликающихся на запросы времени. Она любила живопись, также пробовала себя в театральном оформлении, гравюре.




Сёстры родились в Османской империи, но в детстве переехали в Гюмри. У них было греческое происхождение, но они посвятили себя Армении. Обе учились в художественном училище, институте, жили подолгу в России. От природы им был дан талант, но они во многом пришли к своим высотам сами.




Им был дан оригинальный и извилистый путь, насыщенная событиями и эмоциями жизнь, которую они прожили со всей душевной щедростью. Жизнелюбие, которым они питали свои работы, теперь греет центральный уголок Гюмри.




Сестры Мариам и Ерануи Асламазян, будучи в своем искусстве типично восточными художницами, тем не менее принадлежали к советской художественной элите поначалу Ленинграда, а затем и Москвы. Так сказать - по месту жительства.




Их называли «сестры-красавицы», в друзьях у них были самые известные деятели искусства и науки того времени, и не только советские. Их искусство было официально признано и высоко оценено правительством: обе еще при жизни удостоились звания народного художника СССР.







Будете в городе - непременно загляните к сёстрам.

Музей открыт ежедневно с 10 утра до 5 вечера кроме понедельника.





  • Адрес:
    Армения, г.Гюмри, ул.Абовяна, д.232

Асламазян, Гюмри, живопись, музей, Армения

Previous post Next post
Up