«Мастер и Маргарита»: гностический след

Jan 31, 2024 15:42

Сейчас активно обсуждается последняя экранизация романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита».
Саму экранизацию я затрагивать не стану, но затрону роман - точнее, один из его аспектов, который мне представляется весьма важным.
Прообразом жены мастера является жена самого Булгакова - Елена Сергеевна. Тут вспоминается другой «мастер» - гностик Симон Волхв (по некоторым утверждениям - основатель гностицизма), который объявил свою женщину Елену - Софией - творческой мыслью Бога.
Маргарита - символ «Софии» (конечно, в ее гностическом понимании). Она не просто ведьма - она, как сказали бы шиваисты, шакти мастера, его активное начало. Здесь выражается тема подчинения мужского женскому - но только не в брутальном, но именно в магическом плане. опосредованного.
Тут, конечно, Показательно, что в «той самой», предреволюционной софиологии (по некоей «иронии судьбы» здесь тоже - Булгаков) наблюдается попытка «измыслить» некое женственное существо, которое ни есть ни Творец, ни творение. Здесь женственное начало возносится на какую-то совсем уж запредельную высоту. и уж, конечно, ставится выше мужского тварного.
И если брать социальный план, то здесь стремление поставить женское общество выше мужского Государство. (Наиболее чёткое разделение между этими двумя реалиями делал Юлиус Эвола.) Вообще, тут есть нечто «досадное», если учесть, что ведущие софиологи - С. Н. Булгаков и П. А. Флоренский - одно время были убеждёнными монархистами.
Кстати, о магии. Согласно русским народным поверьям, лучше всего колдовство удается вдовам. (А ведь любопытно, что сама Маргарита - в некотором смысле - вдова, ибо она отказалась от мужа.) Тут есть свой символизм. Вдова - это женщина, лишённая мужского начала. И ставить вдовство во главу угла - весьма символично, в плане оккульном и метаполитическом. «Великие» антимонархические революции Запада тоже ведут именно к этому - избавить общество от автократического, мужского начала. «Дети вдовы» - это все оттуда, из гностическо-манихейской бездны. Не случайно всё это вошло и в масонство. После «масонских» переворотов целые страны превращались во вдов. (С этой целью монархов порой и убивали.) А на руинах традиционного, богоподобного порядка возникали почти «магические» цивилизации, делающие деньги из денег. «Женственное» общество стало править мужественным народом. Точнее, править то стали немногие олигархи, только их власть стала опосредованной, основанной на использовании «женственных» энергий социума.
Гностические мотивы встречаются в отечественной литературе. Например, у А. М. Горького.
«Максим Горький: мистика и политика».
Часть I - https://a-eliseev.livejournal.com/2215617.html
Часть II - https://a-eliseev.livejournal.com/2215801.html
К слову, у «великого пролетарского писателя» очень даже чётко обозначена тема «революционного вдовства» - в книге «Мать».
«Софиолог и сатанист (В. С. Соловьёв и А. Кроули) на службе у Великой богини» - https://a-eliseev.livejournal.com/2230831.html
Влияние гностицизма можно заметить в советской фантастике.
«О глубинных смыслах советской космической фантастики» - https://zavtra.ru/blogs/glubinnie_smisli_sovetskoj_kosmicheskoj_fantastiki; главка «Ущёрбная сверхцивилизация».
Previous post Next post
Up