Mar 18, 2015 02:18
Пересмотрел тут фильм "Испытательный срок" - про молодых стажеров угрозыска (Табаков и Невинный), которые находятся на испытательном сроке под руководством опытного товарища (Ефремов). При этом, герой Табакова - положительный такой парнишка-альтруист, а герой Невинного (хоть и прирожденный опер), но этакий наглый мордоворот и нарушитель социалистической законности. Кем он будет в году 1937-м - очевидно. Ну, понятно, на дворе 1960-й год, "десталинизация" идёт полным ходом.
Тут вот какая "деталь" прямо-таки бросается в глаза. Вот едут стажёры побазарить с лавочником по одному делу. А там бородатый дядько размахивает топором и хочет лавочника "аннулировать" (как он сам потом так высказался - грамотно, видать со знанием дела). Ладно, его попытались словесно урезонить, так он кинулся на стажёров с топором. Ну, а герой Невинного вполне логично дал ему в морду.
Но нет, такая логика их наставника никак не устроила. Он признал в этом буйном дядьке своего старого товарища по гражданской войне Афоню. И, распорядился отпустить его, хотя ведь - явное "покушение на убийство". Да ещё и на "нападение на сотрудников при исполнении". Однако же, надо было понять тонкую душевную организацию пламенного борца за революцию, у которого лавочник жинку увёл. И бившего в морду стажёра нещадно взгрели, да ещё сказали, что за мордобой этот сажать надо. Хорошо не посадили, но, думается, в реале - сажали.
Понятно, что сам герой Невинного показан как тип отвратный, а несостоявшийся убийца Афоня - как простой человек из народа. Однако, если снять этот агитпроповский (на тот момент - хрущёвский) налёт, то получается следующее. Сотрудник правоохранительных органов освободил от ответственности своего дружка, при этом запугав молодого стажёра. И в этом прямо-таки чувствуется вопль номенклатуры - "своих не трогать!". Виноват, не виноват, он товарищ заслуженный, с ним надо мягше. И да, действительно, начиная с Хрущева, номенклатура практически уходит от ответственности. Даже и явных изменников Родина, агентов влияния из партноменклатурного звена - отсылали на дипломатическую работу куда подальше, там в Канаду, чтобы потом снова приблизить к трону. Результат такой - мощная коррупция, теневая экономика (с оборотом на половину госбюджета), наличие агентов влияния на всех этажах власти. "Десталинизация", короче. Ну, а а дальше со всеми, как говорится, вытекающими. И всё, конечно, под соусом демократизации, гуманизации, зайкопушистости.
Мне, в этой связи, очень часто вспоминается культовый, во времена перестройки, роман "Дети Арбата" А. Рыбакова. Там показан плохой такой Сталин, творец бюрократического централизма и кровавой вертикали (время действия - 1934 год). А вспомним, с чего начался сыр-бор? Против главного героя, Саши Панкратова, парторганизация выдвинула политобвинение. И помочь ему пытается высокопоставленный родственник, дядя Марк Рязанов, директор крупнейшего завода, вхожий к "Самому", подключая к этому аж целого наркома Будягина (старого большевика, вестимо). Но партийное собрание сталинских опричников на это плюет: "Панкратов рассчитывал на безнаказанность. Рассчитывал на высоких покровителей. Был уверен, что партийная организация спасует перед их именами. Но для партийной организации дело партии, чистота партийной линии выше любого имени, любого авторитета”. Ведь очень даже демократично и свободолюбиво, правда? Да, но не для Рыбакова, для него "старая гвардия" - это элита, которая должна безраздельно править в России. Однако, злой и кровавый Сталин этого не хочет, он думает, тиран этакий, о том, как бы ограничить элиту: "Аппарат имеет свойство коснеть, аппарат, сплоченный многолетними связями, вместо рычага становится тормозом, становится мумией... Аппарат надо сохранить, аппарат надо укреплять, но надо в зародыше убить в нем самостоятельность, непрерывно менять людей, не давать цементироваться взаимным связям, непрерывно сменяющийся аппарат не имеет самостоятельной политической силы, но остается могучей силой в руках вождя... нынешний аппарат это уже старье, отработанный пар, хлам. Однако эти старые кадры и наиболее сцементированы, наиболее взаимосвязаны, они со своего места так просто не уйдут, их придется убирать".
Собственно, именно это всевластие элиты и отстаивали хрущёвцы-десталинизаторы. И в перестройку его же создавали - уже под другими лозунгами.