Грантовая яма власти

Feb 11, 2013 22:21


Как я уже неоднократно подчеркивал в своих статьях и выступлениях, одной из ключевых проблем действующей власти в России является полное нежелание осуществлять в стране какие-то реальные, не «пиаровски» и медийно-обусловленные проекты. Фактически правящая группировка всю свою деятельность свела к мимикрии и имитации - будь то экономика, политика или социальная сфера. Говоря об ответственности чиновников, взывая к их совести, многие весьма наивно полагают, что государство у нас обеспечивает какие-то цели развития, и, стоит лишь его поправить, вывести на «правильный путь» - все тут же исправится. Это заблуждение. Отечественная «властная вертикаль» на самом деле выполняет одну единственную функцию, которая заключается в переводе подотчетного ему населения в статус контролируемой «биомассы», с которой в итоге можно делать что угодно. Но в первую очередь конечно воровать и «эффективно» управлять собственностью.

Именно по этой причине все мантры про «борьбу с коррупцией, на самом деле не способны кардинально переломить ситуацию, ведь коррупция и составляет основу нынешней систему государственного управления. В этой связи весьма интересно посмотреть на конкретные меры, предпринимаемые властями для искоренения мздоимства. К таким мерам, в частности, относится распределение специальных грантов, которые, по идее, призваны укрепить некоммерческие организации, занимающиеся мониторингом коррупции.

И вот тут-то и начинается самое интересное. Как выясняется, вся система распределения этих грантов совершенно непрозрачна. Как отмечают специалисты, распределенный, к примеру, в прошлом году президентский грант размером не много ни мало в миллиард рублей, попал неизвестно кому и по неизвестно какой схеме.

Процитирую в этой связи заместителя руководителя Центра антикоррупционных исследований и инициатив «Трансперенси Интернешнл-Россия» Ивана Ниненко, чьи слова приводит журнал «Профиль»: «Очевидно, что сейчас выбор грантоператоров происходит по личному знакомству руководителей НКО с кремлевскими чиновниками, а сама процедура не является чистой и прозрачной и содержит коррупционные риски. Так, в 2010 году распределением грантов занимались «Институт общественного проектирования», «Институт проблем гражданского общества», «Сопротивление», «Национальный благотворительный фонд» и «Государственный клуб». Но почему администрация президента выбрала именно их для распределения госсредств? Даже руководители некоторых из этих организаций признаются, что не являются профессионалами в области распределения средств и никогда ранее не мониторили работу большого количества организаций, которым они дают деньги. Оказалось, что из 81 организации, получившей в 2010 году свыше 3 млн рублей, у 19 нет своего сайта. Годовой отчет есть только у 29 из них, а у некоторых организаций не указана даже фамилия руководителя».

Вот такие вот дела. По сути на наши с вами деньги, на средства налогоплательщиков, кремлевские политические кукловоды не просто создали сеть подконтрольных квази-общественных организаций, но эти псевдо-НКО еще и, судя по всему, выступают в роли «отмывочных» контор для некоторых кремлевских чиновников. Таким образом, деньги, выделяемые на борьбу с коррупцией, сами проходили по коррупционным схемам.

Описанный выше механизм, на самом деле, является идеальным с точки зрения коррупционной составляющей.  Если в случае, например, строительства, госзакупок или каких-либо инфраструктурных проектов, властям нужно предъявить хоть какие-то следы так сказать материального присутствия заявленных объектов, то в случае с абстрактной «борьбы с коррупцией» деньги можно списывать например на «медийное сопровождение». Или проведение «информационных кампаний». Или на еще что-нибудь в таком же духе. Иными словами - механизм, созданный Кремлем для поддержки лояльных НКО, превратился в неслабую кормушку для самой правящей элиты.

И это, кстати, ее большая ошибка. Невозможно создать ручное гражданское общество, просто раздавая гранты направо и налево. Рано или поздно коррупционная по своей сути система уже не сможет подобно Матрице генерировать и поддерживать искаженную реальность и система рухнет под тяжестью своих ошибок и накопившихся дефектов. Главное состоит в том, чтобы рухнув, она не похоронила под собой страну. Однако при том уровне разложения и коррупции, что мы наблюдаем сейчас в России надежд на это остается все меньше и меньше.

НКО, политика, власть, Кремль

Previous post Next post
Up