Когда Дмитрий Медведев заступал на президентский пост, одним из его программных обещаний было обещание борьбы с коррупцией. Обещание важное, в высшей степени актуальное для нашей страны, однако, к сожалению, так и оставшееся в разряде обещаний.
Не спорю, отдельные шаги на этом пути были сделаны. Была введена система антикоррупционной отчетности чиновников, в высшей степени путаная и бессмысленная, поскольку не решала главной проблемы, оставляя матерым коррупционерам многочисленные лазейки. Президентом была затеяна реформа правоохранительных органов (одной из заявленных причин была та же самая пресловутая коррупция в рядах сотрудников ведомства), которая, как выяснилось менее чем через год, не только не достигла своих целей, но и сама стала нивой для обильной коррупционной жатвы. Простые россияне
не увидели какого-либо улучшения от президентских инициатив и лишь прогнозируют дальнейший рост коррупции в стране. И как апофеоз абсурда - сам
президент встал на защиту коррупционеров, поначалу отказавшись от необходимости контроля за расходами чиновников.
С последней проблемой, как не странно, справились те, кто вышел на митинги, прошедшие на Болотной площади и проспекте Сахарова. Именно после акций гражданского протеста в пакете первоочередных мер, предложенных властью, появился пункт о контроле за расходами госслуужащих. Судя по тому, с какой спешкой первые законопроекты из числа анонсированных президентов вносятся на рассмотрение Думы, можно надеяться, что эта мера все-таки найдет свое законодательное оформление. Но даже без учета этого шага (во многом вынужденного, как мы понимаем) у Медведева есть шанс нанести серьезный удар по коррупционерам в погонах, исправив свою изрядно «подмоченную» репутацию.
Речь идет о двух громких делах, которые расследуются на сегодняшний день (и я до конца не уверен, не более ли уместно прибегнуть в этом случае к использованию кавычек). Первое дело - многомиллионный скандал вокруг госзакупок автомобилей Mercedes, к которому причастны чиновники МВД, Минобороны, Гаража особого назначения ФСО. За два года работы Следственного комитета
виновных так и не было найдено, ряд силовиков в МВД и ФСО до сих пор числятся в качестве подозреваемых.
Второе дело - так называемое «игорное дело», скандал вокруг крышевания сотрудниками прокуратуры подпольных игровых заведений. Один из главных фигурантов дела - Александр Игнатенко - был задержан в Польше и готовится к экстрадиции в Россию, однако есть все основания полагать, что экстрадиция может «сорваться» или же сам фигурант, готовый озвучить в ходе следствия имена всех участников коррупционных схем «не доедет» до России. В прессе звучат откровенные признания, граничащие с угрозами: экстрадицию преступника в погонах не допустят те, кто боится огласки подробностей. «Его не то что "КамАЗ" переедет, на него ракета упадет», -
приводят СМИ слова супруги некоего высокопоставленного российского чиновника.
Если Дмитрий Медведев действительно озабочен борьбой с коррупцией в стране, в его силах сделать все, чтобы два эти дела были должным образом расследованы. Время для этого еще есть, а оба эпизода можно считать поистине знаковыми. Было бы наивным полагать, что если все замешанные в них понесут наказание, страна избавится от коррупции в одночасье. Отнюдь. Я уже не раз говорил о том, что в России коррупция превратилась в систему, в прочный фундамент, основу основ, на которой покоится государство. Однако расследование этих резонансных дел и наказание виновных может дать людям поверить, что наша страна еще не обречена, что правосудие в России есть, что следствие и суды могут и должны использоваться по назначению, а не для расправы с неугодными власти конкурентами, как в бизнесе, так и в политике. Все это реально и возможно при наличии воли и желания; именно эти шаги, пожалуй, позволят Медведеву вернуть к себе уважение со стороны той части общества, которая искренне разочаровалось в нем после его самоустранения из президентской гонки.