Борьба с оффшорами по-премьерски: чего стоит ждать от новой инициативы Путина?

Dec 19, 2011 22:35

Как сообщают СМИ, высшее российское руководство в очередной раз озаботилось проблемой борьбы с коррупцией. В последний раз за этим делом был замечен президент Медведев, однако его слова были, мягко говоря, странными и двусмысленными. Глава государства вступился тогда за чиновников, высказав скепсис по поводу дополнительных средств борьбы с коррупцией, в частности - необходимости декларирования теми собственных расходов.

На этот раз с инициативой выступил премьер Владимир Путин, обозначивший в качестве приоритета вывод российских активов из оффшоров. Речь, в первую очередь, шла о средствах, которые принадлежат т.н. «стратегическим отраслям экономики»: в качестве примера Путин назвал несколько региональных энергетических компаний, обвинив их руководство в отмывании денег и выстраивании коррупционных схем через подставные организации.

Из тех материалов прессы, которые последовали за заявлением, мне бы хотелось обратить внимание на редакционную статью Газеры.ру. «Откаты, тотальная коррупция, беспредел региональных властей и правоохранительных органов привели к тому, что, будучи потенциально одним из самых привлекательных развивающихся рынков мира, Россия занимает последние места во всех рейтингах инвестиционной привлекательности», - констатируют журналисты, и с ними невозможно не согласиться.

В статье обозначаются 2 предпосылки для подобного заявления Путина. С одной стороны, это «популярность темы кары проворовавшихся чиновников у «простого» народа», с другой - резко возросший отток капитала. С последним я не согласен, поскольку нельзя считать это предпосылкой, путать причину со следствием. В данном случае можно скорее говорить о предлоге, поскольку, как я уже отмечал, к оттоку капитала привели, в первую очередь, возросшие политические риски. Впрочем, это не тот ключевой пункт, по которому мне бы хотелось спорить с журналистами, но прежде хочу высказать следующее.

Очевидно, что практика оффшоров (и это также подчеркивается в материале) используется в мире повсеместно. Бизнес ищет наиболее комфортные условия для своего существования (в первую очередь, - налоговые). В России же с этими условиями огромные проблемы: и без того высокие налоги усугубляются тотальной коррупцией, и даже т.н. «внутренние оффшоры» не являются безопасным местом для прописки собственного бизнеса. То же самое можно сказать и о судах: мало того, что иностранные юрисдикции и правовые системы позволяют бизнесу наиболее комфортно и полно отстаивать свои интересы и улаживать распри (и именно поэтому мы наблюдаем громкие дела в британском суде), суды в этих странах не идут ни в какое сравнение с российскими по уровню коррумпированности. Кроме того, еще одним важным аспектом является возможность не раскрывать владельца или бенефициара оффшора, и вот здесь-то и лежат основные противоречия.

С одной стороны (и в нынешних российских реалиях это является несомненным благом), любой честный добропорядочный бизнесмен может скрыть в оффшоре свои активы от алчных глаз околовластной группировки, которая - и это, к сожалению, уже вполне устоявшаяся практика - готова прибирать к рукам все, что плохо лежит и что приносит хороший доход. Но есть и другая, обратная сторона: чиновники-коррупционеры могут также скрываться в оффшорах, выводить туда и легализовывать незаконно нажитые средства, полученные взятки и откаты.
Исходя из этого, я не согласен с журналистами Газеты.ру, которые считают, что главный вопрос, связанный с сегодняшними заявлениями Путина, - последуют ли за словами реальные шаги по борьбе с коррупцией. Главное отнюдь не это. Главным, на мой взгляд, здесь является ответ на вопрос: действительно ли власть желает развязать борьбу с коррупцией среди чиновничества или же под видом таковой хочет устроить новый передел собственности, прикарманивая наиболее привлекательные активы.

Уже известны многочисленные случаи, когда под флагом «прогрессивных реформ» власть действовала исключительно в своих интересах (диаметрально противоположных заявленным целям). Наиболее яркий пример - пресловутая реформа МВД, переименование милиции в полицию, которое никоим образом не улучшило работу правоохранительных органов, не повысило раскрываемость преступлений и не понизило сам уровень преступности. Наоборот, я уже не раз отмечал, что в канун выборного цикла под видом обновленной полиции государство создало разветвленный аппарат политического подавления, «заточенный», прежде всего, не на искоренение криминала, но на политические репрессии (что мы и можем наблюдать сегодня в отношении видных представителей оппозиции и борцов с коррупцией, как Алексей Навальный). И таких примеров масса.

Подобным же образом дело обстоит и с озвученной сегодня инициативой: не следует бояться того, что это - очередная предвыборная уловка, очередное предвыборное обещание, как опасаются журналисты Газеты.ру. Исходя из этого сценария (не самого плохого, надо сказать), подобный шаг ничего не изменит, ибо российские чиновники и политики уже настолько погрязли во мздоимстве, что коррупция де-факто является одним из краеугольных камней российской государственности. В лучшем же случае (если слова премьера не расходятся с делом и он, в кои-то веки, решил изменить положение вещей, с корнем выкорчевать этот позорный сорняк), это будет означать объявление войны коррупционерам всех мастей, и будет несомненным благом для России. В последнее, впрочем, верится с трудом.

Действия власти за последние годы наглядно показывают, что она не может бороться сама с собой, а посему сценарий с показательным «приездом доктора» к какому-либо неугодному по политическим мотивам крупному бизнесмену, с еще одним «делом Ходорковского» является наиболее реальным из всех возможных. В этом случае, реакция бизнеса не заставит себя долго ждать. Цену очередного предвыборного обещания, предвыборного устрашения на потеху широкой публике малообеспеченных россиян страна заплатит сторицей: бегство капитала из страны, которое и так приняло в последние месяцы беспрецедентный масштаб, лишь увеличится, а экономика России окажется еще на один шаг ближе к очередному глобальному кризису.

коррупция, власть, бизнес

Previous post Next post
Up