В "The Wall Street Journal" опубликована моя статья "Can Russia Ever Change?"
Real modernization, rather than the cosmetic sort, requires changing the foundations of Russia's political system and developing legitimate democratic institutions, not imitations. A transformation of this kind cannot be instigated from above. It must come from the bottom up. The question is whether Russian society will have the strength and will to seize their opportunity as Putinism runs its course. Ниже -
перевод статьи от ИноСМИ Решение Владимира Путина вернуться в Кремль на третий срок показывает, что двадцать лет спустя после развала Советского Союза Россия остается страной, которая не в состоянии трансформировать свою политическую модель. Россия остается глубоко централизованным, глубоко неэффективным государством со слабыми институтами, которые не представляют ее народ. Собственностью по большей части владеют и контролируют ее правительственные чиновники, гражданское общество остается недоразвитым, а осознание своей гражданской ответственности - в лучшем случае, слабым.
По историческим стандартам сегодняшняя авторитарная система в России - система еще достаточно мягкого вида: репрессивный аппарат используется лишь избирательно, и существуют «островки свободы», особенно в интернете, которые власти решили не контролировать. Россияне сегодня также пользуются беспрецедентной свободой передвижения.
Тем не менее, столь хваленой «стабильности», которая ассоциируется с правлением г-на Путина, угрожает недостаток гражданского участия. По моим оценкам, лишь около 20% представителей российского общества - это прогрессивно мыслящие люди, способные вызывать перемены. Но и эта жизненно важная доля сейчас по большей части апатична и не видит перспектив фундаментального реформирования. Энергия этих людей, маргинализированных жестко управляемыми и контролируемыми средствами массовой информации и постоянно становящимися фарсом выборами, растрачивается впустую. Вместо энергичных политических дебатов среди людей с противоположным видением того, как управлять страной, мы видим лишь молчание.
В то же время правящая элита чувствует, что Россия идет опасным курсом. На поверхности у России все хорошо. Цены на нефть высоки, у страны нет суверенного долга, а экономика растет на 4%, и иностранные инвесторы практически не демонстрируют признаков того, что их сдерживает сложный деловой климат.
Но у российских лидеров есть серьезные причины беспокоиться по поводу следующих шести годов г-на Путина в качестве президента. В условиях, когда сырье по-прежнему обеспечивает 60% экспортных доходов России, страна остается исключительно уязвимой к падению цен на сырьевые товары, в частности, цен на нефть. А легитимность нынешнего руководства твердо зиждется на том факте, что за последнее десятилетие средний уровень зарплат вырос в 10 раз. Но значимость этого позитивного фактора уменьшается за счет замедления глобального роста, а также за счет того, что реальные доходы не поспевают за инфляцией, а затраты, связанные с заменой унаследованной советской инфраструктуры и необходимостью выплат растущих пенсий, становятся все более ощутимыми. Рано или поздно, когда система перестанет производить товары, российскому правящему классу придется справляться с кризисом легитимности.
Россия никогда не была настолько богата, как сегодня, и никогда же не была настолько коррумпирована. Примечательная работа гражданского активиста Алексея Навального по выявлению примеров коррупционной практики в государственных компаниях, таких как «Роснефть», направленная на усиление государственной подотчетности - ободряющий признак. Небольшая, но значимая часть российского общества, которая поддерживает проходящую в интернете кампанию, видит для себя в ней возможность выразить свое разочарование и фрустрацию наглым воровством государственных чиновников.
Тем не менее, коррупция - это только симптом более широкой проблемы: нехватки функционирующих институтов по связи лидеров с гражданами, основанной на уважении к закону. Прежде всего, российским гражданам нужна система, которая подразумевала бы государственную подотчетность, обеспечение их собственных прав и справедливое судебное разрешение споров. Объем связанных с Россией дел, рассматриваемых в Европейском суде по правам человека и других иностранных юрисдикциях - ошеломляющее свидетельство отсутствия у россиян веры и доверия к своей собственной судебной системе.
Уравновешивающей силы нет в российской политической истории. Так называемые демократы, которые пришли к власти после 1991 года, по большей части, были не теми людьми, которые сражались против советской системы, а скорее ее привилегированными бенефициарами, которые увидели для себя возможность прийти на смену «старой гвардии», когда Советский Союз распался. В отличие от стран Балтии и Польши, например, у России не было альтернативных элит, у которых была бы решимость и видение того, как вести страну по более успешному пути развития.
Ситуация в России была больше похожа на ситуацию в Восточной Германии. Там тоже политическая система в советском стиле наложилась на исторические традиции абсолютизма. Но даже восточные немцы, сорок лет запугиваемые своими высокоэффективными службами безопасности, наконец нашли в себе смелость в 1989 году выйти на улицы и провозгласить «Мы народ!» Сформировавший Владимира Путина его политический опыт был связан с работой офицером КГБ в Дрездене, где ему пришлось - когда коммунистическая система взорвалась - убеждать обозленную толпу не грабить здание, где он работал.
В отличие от этого, за исключением некоторых смельчаков, общество в России практически не пошевелило и пальцем, когда в августе 1991 года Борис Ельцин, стоя на танке, провозглашал конец Советской власти.
Реальная, а не косметическая модернизация требует перемен в основах политической системы России и развития легитимных демократических институтов, а не имитаций оных. Вопрос в том, будет ли у российского общества сила и воля воспользоваться своей возможностью, пока путинизм идет своим чередом.