Орлик или Орлики?

Dec 04, 2013 14:23

image Click to view



В прошлом месяце при поддержке нашего фонда вышел в свет фильм "Бабий Яр. Последние свидетели" режиссера Сергея Головченко. Фильм - уникальный: в нем впервые показаны записанные этим летом свидетельства ныне живых очевидцев массового убийства киевских евреев в сентябре 1941 года. Разумеется, внимание современных поклонников ОУН-УПА привлекли не эти уникальные свидетельства, а второстепенное утверждение автора: что известный идеолог ОУН Дмитро Мирон "Орлик" и комендант коллаборационистской украинской полиции Киева Орлик, подпись которого стоит на известной листовке - одно и то же лицо. Поднялся шум: дескать, вот оно! Москали оболгали наших героев!



На прозвучавшие претензии можно ответить достаточно просто.

Во-первых, современные германские историки однозначно отождествляют Дмитро Мирона "Орлика" с комендантом украинской полиции Киева Орликом. Вот посмотрите на примечание к немецкому переводу листовки за подписью Орлика, опубликованной в изданной в 2011 году книге "Die Verfolgung und Ermordung der europäischen Juden durch das nationalsozialistische Deutschland 1933-1945. Band 7: Sowjetunion mit annektierten Gebieten I":





Во-вторых, в середине 90-х годов режиссер фильма Сергей Головченко лично разговаривал с последним командующим УПА Василием Куком. Разговор был в том числе и о событиях 1941 года; в ответ на вопрос о том, почему Дмитро Мирон стал комендантом украинской полиции в Киеве, Кук ответил: "Ну ведь ваши подпольщики внедрялись в полицию? Они для вас герои? Вот и для нас Мирон - герой". То, что Дмитро Мирон был комендантом украинской полиции, Кук не отрицал, хотя в написанных впоследствии воспоминаниях об Дмитро Мироне предпочел обойти этот вопрос стороной.

Таким образом, основания для отождествления Дмитро Мирона и коменданта украинской полиции Киева Орлика, у нас были. Однако, порядка ради, я перед началом монтажа, посмотрел данные о Анатолии Конкеле - человеке, которого сторонники ОУН-УПА отождествляют с комендантом Орликом.

Вот наиболее подробная биографическая справка:

Андрей Орлик, настоящее имя Анатолий Конкель[1], в ряде публикаций ошибочно отождествляется с агентом полиции «Ксенон»[1] (? - убит 25 июля 1942, Киев[2]) - украинский коллаборационист, первый комендант Киевского куреня (оккупационной полиции г. Киев).

Подразделения Киевской полиции по указанию Орлика осуществляли доставку евреев в Бабий Яр. Сведения об их непосредственном участии в расстреле в различных источниках противоречивы; на участии полицейских настаивает А. Кузнецов, автор романа «Бабий Яр».

С октября 1941 г. (формально с ноября) на посту начальника полиции его сменил П. Захвалынский.

В конце 1941 г. Орлик был уволен из полиции за злоупотребление служебным положением и долгое время оставался безработным. С мая 1942 г. работал курьером в немецкой фирме. 25 июля 1942 г. убит неизвестным на улице Киева.


Вот эта-то справка окончательно и убедила меня, что Дмитро Мирон и комендант Орлик - одно и то же лицо. Дело в том, что именно Дмитро Мирон носил псевдонимы "Андрей" и "Орлик" и именно он был убит 25 июля 1942 г. Об этом мы знаем из абсолютно надежного источника: некролога, написанного возглавлявшим в то время ОУН Миколой Лебедем:



Ту же самую информацию о дате смерти Дмитро Мирона и его псевдонимах мы находим в первом номере оуновского журнале "Iдея i чiн" (pdf):



И тут мы допустили ошибку, в которой нужно признаться. Имеются основания утверждать, что Дмитро Мирон и комендант Орлик - один и тот же человек; однако утверждение "он же Анатоль Конкель" - оказалось ошибочно. В изданном в 1952 г. МГБ СССР «Сборнике справочных материалов об органах германской разведки, действовавших против СССР в период Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» значится Орлик-Конкель Анатолий Константинович - капитан РОА, сотрудник "Зондерштаба Р". Таким образом, Анатолий Конкель действительно существовал и, более того, также, как и Дмитро Мирон, носил псевдоним "Орлик".

Впрочем, это не должно нас дезориентировать: историк В. Нахманович еще несколько лет назад показал, что осенью 1941 г. в украинской полиции Киева было два Орлика: комендант украинской полиции Орлик, впоследствии возглавивший Киевский курень, и офицер для особых поручений при штабе украинской охранной полиции Орлик.

И если первого мы, опираясь на личное свидетельство В. Кука и вслед за германскими историками, считаем Дмитро Мироном, то второй, получается - Анатолий Конкель.

А вообще история, конечно, запутанная. Будем надеяться что однажды в архивах будут найдены документы, позволяющие однозначно расшифровать, кто из служивших нацистам Орликов был кто.

коллаборационизм, холокост, действующие лица, Украина, ОУН-УПА, видео, нацистский геноцид

Previous post Next post
Up