(no subject)

Apr 02, 2013 14:22

Интервью, полезное для понимание границ научной свободы для исследователей преступлений нацистов и коллаборационистов в современной Литве:

Миндаугас Поцюс, мой хороший друг, несколько лет назад издал книгу, которая стала очень нашумевшей - «Другая сторона луны». Он пишет о роли антисоветского литовского сопротивления в борьбе с коллаборационистами. Не с НКВД, не с советскими войсками, а именно с местными людьми, которые сознательно или по принуждению стали на сторону советской власти. Там есть очень шокирующие эпизоды об антисоветских партизанах, которые в нынешнем официальном нарративе являются абсолютными героями, о том, что некоторые из них по подозрению в сотрудничестве с советской властью истребляли целые семьи, детей (эти факты, кстати, активно использовались советской пропагандой). Книга вызвала острую реакцию, с одной стороны, тираж сразу же был раскуплен, но с другой, в том числе со стороны ветеранов подполья была попытка очернить ее, даже подать ее автора в суд дескать за оскорбления памяти бойцов за независимость (к счастью, не удачно). Но наш институт, несмотря на несомненный коммерческий успех, побоялся переиздать книгу.
...
Холокост - это очень деликатная тема. Один мой коллега из Института истории Литвы, самый крупный специалист в Литве по периоду нацистской оккупации Арунас Бубнис, недавно написал книгу о Холокосте в литовской провинции - как раз о том, что происходило в глубине общества. Все книги у нас в отделе истории ХХ-ого века до публикации обсуждаются, каждый может сказать свое мнение. В этом случае интересная дискуссия была, и в итоге его попросили еще раз проверить все фамилии и решить, надо ли упоминать всех нацисстких коллаборантов. Потому что руководство института побоялось: если он так эту рукопись издаст, могут начаться судебные процессы против него или института за оскорбление чести.

http://www.historians.in.ua/index.php/intervyu/638-rasa-chepaitene-seichas-kachestvenno-yzmeniaetsia-otnoshenye-k-ystoryy-y-samo-vospryiatye-lytovskosty

коллаборационизм, Литва, научная жизнь, историческая политика

Previous post Next post
Up