Перевод главы "The Promise of the Ultra-Right" из книги "Right-wing Women: The Politics of Domesticated Females" (с сокращениями).
Оригинал перевода можно найти
здесь.
От души благодарю
caballo_marino за помощь в редакторской правке.
Перейти к началу главы В ходе Общенациональной женской конференции (Хьюстон, Техас, ноябрь 1977 года) я переговорила со многими женщинами правого крыла. Разговоры эти были нелепыми, пугающими, странными, информативными и, по словам других феминисток, иногда удивительно трогательными.
Женщины правого крыла боятся лесбиянок. Афроамериканка, представлявшая техасскую либеральную партию, рассказала о том, как местные белые женщины убеждали ее, что лесбиянки на конференции нападут на нее, будут грязно оскорблять, и что все они никогда не моются. Она сообщила, что собирается голосовать против решения о ликвидации дискриминации на основе сексуальных предпочтений, [1] поскольку в противном случае не сможет вернуться домой. Но также она заверила, что расскажет белым женщинам о том, что лесбиянки вежливы и опрятны. Она знала, что неправильно лишать кого-либо работы, и до своего приезда в Хьюстон понятия не имела, что у матерей-лесбиянок отбирают детей. Это, по ее мнению, было поистине ужасно. Я спросила, не считает ли она, что может прийти время, когда она могла бы выступить с поддержкой прав лесбиянок в своем родном городе. Она серьезно кивнула головой и с осторожным, многозначительным нажимом пояснила, что ближайший к ее дому городок расположен на расстоянии 160 миль. История черных Юга повисла в воздухе.
Женщины правого крыла постоянно говорили о лесбиянках как об отъявленных насильницах, терроризирующих женщин и девочек. Никакие факты не могли поколебать эту психосексуальную фантазию. Никакие данные или цифры по мужскому сексуальному насилию над женщинами и детьми не смогли сместить фокус их страхов. Они признавали, что знают много случаев мужского насилия над женщинами, включая насилие семейное, и не слышали ни об одном случае нападения на женщин со стороны лесбиянок. Мужчины, были вынуждены признать они под давлением фактов, - грешники, а грех им ненавистен, но было заметно, что они находят нечто успокоительное в нормальности гетеросексуального изнасилования. Лесбиянка для них - чудовище по природе своей, само присутствие которой воспринимается практически как демоническая сексуальная сила, грозно подступающая все ближе и ближе. Она опасная агрессорша, чьё существование угрожает сексуальному порядку, не способному перенести критический взгляд или устоять перед соблазном.
Женщины правого крыла считают аборт бездушным убийством младенцев. Женская самоотреченность проявляется в убеждении, что подлинность существования оплодотворенной яйцеклетки превосходит подлинность существования взрослой женщины. Скорбь этих женщин по эмбрионам и их презрение к забеременевшим вне брака женщинам - зрелище воистину впечатляющее. То обстоятельство, что большинство нелегальных абортов в старые недобрые времена делалось замужними женщинами с детьми, и что тысячи этих женщин гибли каждый год, не имеет для них ни малейшего значения. Аборты они считают преступлением, на которое способны лишь нечестивые шлюхи, столь непохожие на них самих.
Женщины правого крыла утверждают, что принятие Поправки о равных правах легализует аборт окончательно и бесповоротно. Каждый раз, когда мне приходилось слышать этот довод (а слышала я его постоянно), я просто не могла взять его в толк. Как наивная дурочка, я полагала, что Поправка о равных правах внушает такое отвращение из-за туалетов. Поскольку туалеты так часто фигурировали в доводах противников принятия законов, защищавших гражданские права черных, эти аргументы, вращавшиеся вокруг туалетов, - будучи совершенно иррациональными - также были чисто американскими. Туалеты упомянуты не были. Я попыталась завести о них разговор, но никто так и не захотел поддержать его. Страстные, часто повторяемые аргументы, связывающие Поправку о равных правах с абортами в необъяснимую причинно-следственную цепочку, являли собой новую загадку. Я уже было совсем смирилась со своим безнадежным замешательством. К счастью, после конференции я прочла книгу «Сила позитивной женщины», в которой Шлафли объясняет: «Поскольку мандат ПРП [поправки о равных правах - прим. перевод.] касается равенства по признаку пола, аборт является обязательным условием для освобождения женщин от неравного бремени быть вынужденной вынашивать и рожать нежеланных детей». Заставлять женщин вынашивать нежеланные беременности жизненно важно для социальной программы женщин, которые были вынуждены против своей воли выносить и родить детей, а теперь не могут вынести боль и горечь подобного признания. Поправка о равных правах на сегодня стала символом этого сокрушительного осознания. И это в значительной мере объясняет новую волну бескомпромиссного сопротивления ее принятию.
Представленные в Хьюстоне женщины правого крыла, в первую очередь прибывшие с Юга, - как белые, так и черные - также не любят евреев. Они ведь живут в христианской стране. Хрупкий, но крепнущий союз между белыми и черными женщинами в южных штатах Америки зиждется на христианском фундаментализме, выливающемся в коллективный антисемитизм. Упорное нежелание евреев принять Христа и плохо скрываемые фундаменталистские представления о них как о христоубийцах, коммунистах и в то же время лихоимцах, гомосексуалах и, хуже того, городских интеллектуалах, делают евреев зловещими чужаками, очевидным источником сатанинских заговоров, опутавших нацию.
Самая лицемерная вариация этого праздника антисемитизма нашла проявление в застывшем взгляде, напряженной улыбке и чарующих словах «Я просто обожаю евреев». Особо мерзкая (и самая распространенная на конференции) его разновидность была представлена лидеркой движения «Право на жизнь», которая назвала врачей, производящих аборты, «евреями, убивающими младенцев». Сотню раз меня спрашивали: «Я что, разговариваю с еврейкой?» И, хоть я открыто участвовала в конференции как лесбиянка и феминистка и была увешана удостоверениями представительницы известного журнала «Ms.», именно из-за моей национальности я регулярно сталкивалась с враждебностью и получила несколько завуалированных угроз. Разговоры один за другим резко обрывались, когда я отвечала что да, я еврейка.
***
Правое крыло в Соединенных Штатах на сегодняшний день является социальным и политическим движением, во главе которого стоят практически одни мужчины, однако зиждется оно главным образом на страхе и невежестве женщин. Природа этого страха и распространенность этого невежества - следствие мужского сексуального доминирования над женщинами. Каждая уступка женщин мужскому доминированию, какой бы глупой, саморазрушительной или опасной она ни выглядела со стороны, происходит из острой необходимости выживать на мужских условиях. Это неизбежно приводит к тому, что женщины берут тот гнев и презрение, которые они испытывают к мужчинам, живущим рядом и на самом деле притесняющим их, и перенаправляют на других - жителей других стран, иностранцев или просто людей, в чем-то от них отличных. Некоторые женщины становятся для этого правыми патриотками, националистками, желающими во что бы то ни стало разгромить народы за тысячи километров от них. Некоторые становятся ярыми расистками, антисемитками или гомофобками. Некоторые взращивают в себе ненависть к распутным или неимущим женщинам, к беременным подросткам, ко всем безработным или живущим на пособие. Некоторые ненавидят людей, идущих против общественных условностей, какими бы нелепыми и пустыми эти условности ни были. Некоторые становятся враждебными к другим этническим или религиозным группам, либо проникаются ненавистью к людям, чьи политические убеждения противоречат их собственным.
Женщины цепляются за свою иррациональную ненависть, направленную на посторонних, чтобы не поддаться соблазну убить своих отцов, мужей, сыновей, братьев, любовников - мужчин, находящихся рядом и причиняющих им боль и горе. Страх большего зла и необходимость защитить себя от него лишь сильнее укрепляют преданность женщин мужчинам - те, может быть, и опасны, но это хотя бы привычная и знакомая опасность. А когда женщины переносят свой гнев на других, ими и их ненавистью становится очень легко манипулировать. У них есть основательные причины для ненависти, но нет смелости для бунта, а потому им требуются символы опасности, чтобы оправдать свой страх. Правое крыло предлагает им подобные символы, отводя определенным конкретным группам чужаков роль источника опасности. Личности опасных чужаков могут с течением времени меняться в соответствии с социальной ситуацией - так, расизм можно поощрять или сдерживать, антисемитизм можно нагнетать или подавлять, гомофобию можно раздувать или поддерживать в тлеющем состоянии - но существование опасного чужака для женщин всегда служит одновременно обманкой, отвлекающим маневром, болеутоляющим и ложной угрозой.
Трагедия ситуации в том, что женщины, жертвующие всем ради выживания, не в состоянии осознать, что в жертву они приносят собственную жизнь. Опасность ситуации в том, что эта жертвенность делает их прекрасными пешками, которые выполнят любой, даже самый преступный, приказ. Надежда только на то, что эти женщины, раздираемые внутренними противоречиями, которые не разрешить манипуляциями, столкнувшись с рассеивающей туман драмой публичной конфронтации и диалога, будут вынуждены артикулировать реалии собственного жизненного опыта как женщин, подчиненных воле мужчин. Если они на это решатся, то злость, которая неизбежно рождается из подлинного понимания унизительности своего положения, может помочь им превратить свой парализующий страх в полноценный бунт против мужчин, которые в действительности унижают, презирают и терроризируют их. Это общая для всех женщин борьба, какой бы ветви мужской идеологии они до этого ни придерживались, и только эта борьба может превратить женщин из врагинь в союзниц, сражающихся за индивидуальное и коллективное выживание, которое основывалось бы не на ненависти к себе, страхе и унижении, а на самоопределении, достоинстве и подлинной целостности.
-------
[1] «Конгресс, Штат и местные законодательные органы обязаны ввести в действие законодательные акты, направленные на ликвидацию дискриминации на основе сексуальных предпочтений или привязанности во всех сферах, включая трудовые отношения, съем жилья, места общественного пользования, кредитование, общественные учреждения, бюджетное финансирование и воинскую службу.
Законодательные органы штата обязаны внести изменения в уголовный кодекс или признать недействительными законы Штата, ограничивающие частное половое поведение между лицами, достигшими возраста согласия.
Законодательные органы штата обязаны ввести в действие законы, запрещающие принимать во внимание сексуальную ориентацию при вынесении судебных решений об опеке над ребенком или права на посещения. Вместо этого дела опеки над детьми должны оцениваться исключительно на основании того, которая из сторон способна лучше позаботиться о ребенке, и вне зависимости от сексуальной ориентации этого человека.»
Перейти к главе 2 «Политика ума»