Сильно подозреваю я, что предки homo sapiens в далёком прошлом неплохо летали. И потому некоторые их представители ищут любую возможность обновить память генов. Таким людям даже во время пассажирских перелётов хочется видеть пространство вокруг самолёта, ощущать высоту и наслаждаться бесконечной красотой облаков.
Аэрокосмическая компания Windspeed предложила соорудить на спине самолёта большой блистер на две VIP-персоны:
Click to view
https://youtu.be/cLZg-gfLgcI В принципе такое желание очень похвально и благородно, если бы: во-первых для блистера было бы выбрано более выгодное с точки зрения обзора место, а во вторых не только для VIP, но для каждого пассажира.
За свою лётную жизнь мне довелось летать на разных летательных аппаратах и самый вкусный обзор был на тех, что позволяли смотреть вперёд, вниз и в стороны.
Вот, например, что видно из штурманской кабины аэрофотосъёмочного самолёта Ан-30:
Click to view
https://youtu.be/_f8zYPLJKyM И виды прекрасные и адреналина при взлёте-посадке вдоволь.
Click to view
https://youtu.be/JfyYs6ej1Is А такой обзор открывается с рабочего места штурмана Ту-134:
Click to view
https://youtu.be/AIiuH-J0q00 Конечно, в полётах на больших высотах есть свои прелести, но мне всегда больше нравились полёты на малых. Хорош в этом плане трудяга вертолёт Ми-8.
Это Тоня штурманит где-то недалеко от Ямбурга:
Без Тони всё выглядит блёкло и серо:
Click to view
https://youtu.be/os7UuV1ceYc Ну, а если лететь не по делу, а за адреналином, то самыми увлекательными будут полёты на маленьком вертолёте, в стеклянном пузыре:
Click to view
https://youtu.be/Eq75T3zk51w Если же вернуться к идее компании Windspeed, то я бы поставил три - четыре видеокамеры хорошего разрешения и выводил их на дисплее каждому пассажиру. А в конце полёта отдавал бы всем желающим всю видеозапись.
PS: Удивительно, но оказывается в тот же день, когда писался этот пост, ВВС опубликовала очень
правильные слова на эту тему (есть в этом мире какая-то всеобщая мыслеиндукция), на которые вчера мне не хватило пороху, а сегодня я не в состоянии спрятать их под ссылку:
Над облаками: полет как чудо наяву
Ларри БлейбергBBC Travel
· 16 декабря 2015
Image copyrightmaroznc iStockImage caption Летать - занятие, может быть, и вполне естественное, но от этого ничуть не менее волшебноеПерестав быть детьми, мы становимся слишком приземленными и о магии полета вспоминаем лишь во сне или в мечтах. Время от времени летая на самолетах, мы редко проживаем этот опыт осознанно и не позволяем ему обогащать нашу жизнь, наше сознание. Корреспондент
BBC Travel рассказывает о своей вновь обретенной способности переживать полет как чудо наяву.
Как-то утром, много лет тому назад я подвозил своего тестя в аэропорт города Даллас.
Лавируя по шоссе среди хаотично движущегося транспорта, я прокручивал в голове всё, что мне предстояло сделать в тот суетный день; подсчитывал, сколько времени понадобится, чтобы доехать до нужного терминала, посадить тестя на рейс и, проехав обратно через весь город, попасть на работу.
В этот момент над хайвэйем показался самолет. Будто гигантская цапля, спокойно парил он в воздухе, готовясь зайти на посадку.
"Чудо-то какое!", - воскликнул тесть, прервав мои беспокойные мысли. Я поглядел на него с недоумением.
Магия полета
И это говорит доктор наук, ученый, читающий с университетской кафедры лекции и посетивший за свою жизнь уже более сотни стран?!
Он ведь лучше меня знаком с принципом Бернулли, объясняющим, почему самолеты держатся в воздухе; он ведь прекрасно знает, что в "чуде" полета воздушного судна на самом деле нет ничего сверхъестественного и что в основе лежит простая физическая формула. И абсолютно никакой магии...
Вспоминая об этой его фразе сейчас, по прошествии лет, я понимаю, что он был прав, хотя бы отчасти.
Летать - занятие, может быть, и вполне естественное, но от этого ничуть не менее волшебное.
Image copyrightLarry BleibergImage caption Эквадор: взгляд сквозь облака
Каким-то магическим образом оно меняет наше отношение к жизни и возвращает нам способность мечтать.
Увы, слишком часто я - да и все мы - об этом забываю...
А несколько месяцев назад я прочел в "Твиттере" реплику, которая задела меня за живое: "Если в самолете вы уже больше не стремитесь сесть у окна, это означает, что детство закончилось".
Если в самолете вы уже больше не стремитесь сесть у окна, это означает, что детство закончилось
За собой я замечаю, что в последние годы, регистрируясь на рейс, всё чаще прошу дать мне место в крайнем ряду у прохода.
При этом совсем забываю, что возможность лететь почти со скоростью звука - это хоть и обыкновенное, но чудо.
Иногда, впрочем, если беспроводной интернет на борту временно недоступен или села батарейка у моего ноутбука, я наклоняюсь к иллюминатору... и снова становлюсь ребенком.
Один ночной перелет мне особенно памятен. Я возвращался домой после командировки в Калифорнию.
На юго-западном побережье США тогда бушевали грозы, и рейсы отменялись один за другим. Наконец, с опозданием в несколько часов, наш самолет взлетел.
Дело уже шло к полуночи, и экипаж выключил в салоне верхний свет. Минуты спустя почти все пассажиры уже спали или сидели с закрытыми глазами, пытаясь уснуть.
Image copyrightJodie Wilson Flickr CC BY 2.0Image caption Вид на молнию из салона самолета, с первого ряда
Я собрался было последовать общему примеру, но вдруг увидел в небе вспышку света. Гроза, нарушившая в тот вечер воздушный трафик, была еще в силе.
А командир экипажа нашего воздушного судна решил ее облететь, выбрав альтернативный маршрут в 100 милях к северу от атмосферного фронта и предоставив "места на открытой трибуне" для желающих полюбоваться зрелищем.
Когда я не забываю поглядеть в окно летящего самолета, я неизменно бываю вознагражден
Завороженный, глядел я, как искрятся облака, посылая на землю бесшумные разряды молний; разноцветные всполохи походили на фейерверки в космическом светошоу...
Тут я заметил, что к иллюминатору у моего кресла в первом ряду склонилась стюардесса.
Следующие полчаса мы провели вместе, глядя в небо. Вдвоем мы плыли сквозь ночь, не произнося ни слова.
Сколько сотен тысяч миль она налетала за свою карьеру? Я не спрашивал. Для меня это не имело ровно никакого значения.
Важно было лишь то, что она не утратила способности удивляться чуду. И я, оказывается, тоже...
Взгляд с высоты
Когда я не забываю поглядеть в окно летящего самолета, я неизменно бываю вознагражден.
Если обозревать мир с большой высоты, он представляется более осмысленным. Видишь, как аккуратно заселенная человеком земля разделена на части - поля, организованные в форме шахматной доски, устремленные к горизонту дороги...
Эта ландшафтная геометрия вносит в хаос нашей повседневной жизни стройность и симметрию.
Image copyrightLarry BleibergImage caption Горы и зеленые поля Эквадора: вид сверху
Я навис над своими дремлющими у окна соседями, когда в стеклянном полукружье показались заснеженные горные вершины. Мы подлетали к Лос-Анджелесу. И от вида залитых светом холмов ночного города у меня занялось дыханье...
Если вы летите межконтинентальным рейсом, то в качестве бонуса можете получить еще и восход солнца. Когда лучи его на рассвете торжественно озаряют горизонт нового континента, случается чудо открытия.
Каждый день в мире десятки тысяч авиапассажиров имеют возможность проживать такой величественный момент, но, смею предположить, очень немногие действительно этим пользуются.
Сознаюсь, что и я в такие моменты далеко не всегда бываю полностью осознан...
Вспоминается еще один полет, когда я, отправляясь в отпуск с семьей, продолжал думать о работе и об оставленных незаконченными проектах.
Облака! ... Ты только посмотри, какие облака!
Не успели мы вылететь из Чикаго, как я снова погрузился в работу. Сосед же у меня за спиною говорил без умолку.
"Облака! - восклицал он. - Ты только посмотри, какие облака!"
Я обернулся, чтобы взглянуть на сидевших сзади, и увидел двух мужчин; одному на вид было за 70, а другой выглядел значительно моложе.
В душе я пожалел второго - принял его за сына, вынужденного исполнять свой сыновний долг, сопровождая пожилого родителя в поездке.
Болтовня их продолжалась еще минут двадцать - пока я, в крайнем раздражении, не оторвался от экрана компьютера и не приподнял шторку иллюминатора рядом со своим креслом. …Ах боже мой, какие облака!
Image copyrightMartin Teschner Flickr CC BY ND 2.0Image caption Сидя в самолете у иллюминатора, можно почувствовать свою сопричастность магии полета
Тот почтенный джентльмен не зря, оказывается, восторгался... Самолет наш теперь проплывал мимо огромных шаров мягкой, пушистой ваты.
У каждого - свой неповторимый рисунок, как у снежинки. Казалось, они так близко, что можно запросто прикоснуться к ним рукой.
Послеполуденное солнце обогатило небесный колорит множеством оттенков: на фоне яркой лазури световоздушная ткань облаков изумляла своими тончайшими, едва уловимыми цветовыми переходами - из холодного розового в коралловый, из карминового в малиновый и алый...
Я выключил компьютер и до конца полета уже не отрывал глаз от окна.
Сейчас я уже давно позабыл, какую именно работу мне так важно было закончить в тот день в самолете. Зато увиденные тогда облака в сиянии предзакатного солнца память хранит как драгоценность.
Прочитать
оригинал этой статьи на английском языке можно на сайте
BBC Travel.
спасибо
Vitali Reif, который нашёл эту статью в ВВС