От Большого взрыва до подорванной задницы

Aug 25, 2012 16:48


     Первая пуля TSPDT-рулетки    .

"Тонкая красная линия" - классический фильм о войне, который на самом деле рассказывает о вселенском дуализме, бесконечном одиночестве, ужасе жизни, а заодно и о тонком слое надежды, который нефтяным пятном покрывает реку Стикс.



Латентный документалист Теренс Малик старательно натягивает битву за Гвадалканал на те библейские конструкции, которые в полной мере продемонстрирует в "Древе жизни". Война в сердце прекрасной природы выглядит абсурдной, пафосной, лживой, а "блестящая операция" больше напоминает череду больших удач. Посреди всего этого хаоса бродит с десяток солдат и офицеров, которые задаются вопросом "Что я здесь делают?", "Что будет после смерти?" и вспоминает все самое дорогое, что было у них в жизни.



Все это выглядит уместно: никогда не воевавшие солдаты оказываются в гуще сражения, которое для их товарищей то и дело заканчивается гибелью (порой крайне нелепой, как у героя Вуди Харрельсона, который в нелепом прыжке взорвал собственную, простите, задницу собственной же гранатой). Актеры на фоне гениальной природы выглядят статистами, которые долго смотрят в одну точку, иногда моргают и почти не реагируют на собеседника. У этих героев нет эволюции - они трава, которую может вырвать с корнем Бог, на которого они все уповают. Есть только "просветленный" солдат, который неприкаянно ходит среди товарищей, надеясь сново сбежать в лоно джунглей, в какую-нибудь туземскую деревушку, где можно будет плавать в лазурных водах с чернокожей ребетней и слушать очень красивую музыку.



Что может непонравиться в этом метафизическом фильме, дальнем родственнике "Апокалипсиса сегодня"? Неумеренный пафос, которого у Малика с возрастом становится все больше, бесконечные планы природы, которые априори прекрасны, без надоедливых напоминаний, визуальные решения и темы, которые будут неоднократно и настойчиво повторяться в "Новом свете" и "Древе жизни" (нежно освещенная женина, солдаты, крадущиеся в траве - вид со спины, отец и мать). "ТКЛ" - редкая для кино последнего полувека попытка проповеди, к которой примешивается эпическая и военная драма, а также документальные куски. На фоне настоящего леса и поведения настоящих аборигенов выглядят нелепо высокие мысли солдат, знание полковником отрывков из "Иллиады" на греческом и многие другие моменты, которые выдают позицию Малика, представляемую как позицию вселенскую.

кино, Теренс Малик, кадры, tspdt

Previous post Next post
Up