"Юбилей" Дерека Джармена описывает жизнь в Англии, которая могла бы быть в случае торжества панк-культуры. Одна королева умирает, а другая, её предшественница, за всем этим наблюдает. Джармен сталкивает немного чуждую кино театральную массивную эстетику с незначительно менее чуждой панк-эстетикой. Получается торжество метода, феерия красок и ода саморазрушению и насилию, которая, на самом деле, звучит со знаком минус.
После "Золотого века" (время правления Елизаветы I) наступает смута (вымышленное будущее, где торжествуют панки), история по Джармену как прибой - то, повторюсь, расцвет, то бездна. Лица же всех эпох похожи, хоть и формируются средой (Елизавету и женщину-панка Бод играет одна актриса).
Самая интересная деталь в фильме - взгляд королевы на гибнущую империю - представлена слабо. Равнодушие, декламирующее стихи о том, как печально то, что произошло. Актеров вообще сложно обвинить в профессионализме, в чем есть очередная нотка иронии. Все герои выглядят немного идиотами, все герои инфантильны: одних мучает поэзия, другие - миссия художника, третьих - секс. Тут есть и, вероятно, прямая фраза самого Джармена о том, что художник своего рода донор.
Очень показательный кадр: любовь как боль превращается из повода для душевных терзаний и творчества в причину физического самоистязания, насилия над другими, поиску новых запретных удовольствий.
Сейчас "Юбилей" выглядит немного наивно (хотя художественно по-прежнему интересен, особенно первая музыкальная вставка, напоминающая брехтовские зонги или номера из Шапито-шоу, которые, как говорят, тоже напоминают брехтовские зонги).
Кстати, малое количество героев-мужчин (в ключевых ролях) никак не связано с сексуальной ориентацией Джармена. Во-первых, королевы - женщины, они олицетворяют власть в Англии, поэтому даже в панк-сообществе доминируют разношерстые "королевы" (от Сумасшествия (Mad) до Хаоса (Chaos)). Во-вторых, женщины более подвержены различным эмоциональным перепадам, новым веяниям - отсюда именно их склонность к насилию в рамках новой анархической догмы (их кумиры-мужчины самовлюбленные и аморфные, но и эти тени личности побуждают женщин убивать). "Будущего не будет" кричит отрицательная копия королевы, убивая полицейского коктейлем Молотова. С ним минуту назад спала их подруга, которая планировала завести семью, детей... Тут тоже есть отчаянная ирония Джармена, который отправляет перед финальными титрами Елизавету I и придворного мага вдаль и в сумерки, вероятно, в Сумерки Богов Золотого века.