Первый поворот направо за бульваром Сансет

May 30, 2012 20:06

Сегодня я завершил свое майское путешествие по экзистенциальным пустошам и квартирам Дэвида Линча, пройдя через "ВНУТРЕННЮЮ ИМПЕРИЮ" в "Шоссе в никуда", потом в "Синий бархат", а завершил это увлекательное приключение, вероятно, лучшей картиной режиссера - "Малхолланд Драйв". Сразу оговорю два момента: мне лично чуть больше нравится "Синий бархат" и, вероятно, в загадочной "ВНУТРЕННЕЙ ИМПЕРИИ" может скрываться что-то гораздо более интересное и мощное, чем то, что было увидено в остальных фильмах Линча.
Перед просмотром прочел пару рецензий, которые до сих пор обещали мне золотые горы, но только сейчас я, наконец, убедился в том, что...


У Линча любопытно наблюдать за деталями. Намного интереснее, чем за сюжетом. Большинство героев либо страшно переигрывает (Наоми Уотс и сопровождавшие её по прилете в Голливуд старики), либо стремятся в безэмоциональности переиграть кирпич (мафия, любовник жены режиссера, отчасти - сам режиссер). Но это все гармонично укладывается в известную догму "жизнь есть сон" и абсолютно соответствует представлению Дэвида Линча о том, как должен выглядеть фильм (если предположить, что у режиссера хотя бы отчасти получается снимать так, как он представляет себе идеальное кино).

Рассказывать о сновидческом кинематографе Линча бессмысленно, потому что у меня есть ощущение, что это не совсем так, но опровергнуть самую затертую фразу, характеризующую кино этого режиссера, я пока не придумал как. Главное - в "МД" (как и в "Синем Бархате", и в "Шоссе в никуда", и во "ВНУТРЕННЕЙ ИМПЕРИИ") есть два диода, которые подсоединеняются к мозгу зрителя. Один - это страх: крупные планы не очень приятных внешне людей, в том числе - постоянного композитора Линча Анджело Бадаламенти, видения чужой смерти и внезапные появление неких персонажей, будто бы из другого мира (сцена за кафе), сопровождаемые резким повышением громкости фоновой музыки. Второй диод отвечает за наслаждение. Яркие краски, героини разной степени приятности, головокружительный успех глуповатой главной героини, который кажется скопированным из фильмов "золотой эпохи" Голливуда... С этими крайностями Линч работает, по сути подчиняясь базисным положениям, изобретенным еще Эйзенштейном. Также у Хичкока он заимствует роковую блондинку, а милую, но отчасти тоже роковую брюнетку будто берет у французов (не только "новой волны", кстати). Последняя мысль навеяна первым полнометражным фильмом Леоса Каракса с главной героиней-брюнеткой, где еще есть операторский ход, отчасти предвещающий эксперименты с камерой Гаспара Ноэ, который, в свою очередь, чем-то напоминает Линча.


Разобраться с загадками Дэвида Линча (и тут я убил, наверно, треть удовольствия) помог следующий разбор, что в какой сцене, вероятно (!), каким куском мозаики является. Мысли о "Шоссе в никуда" тоже упорядочил некий подобный разбор, но в случае с "МД" эти комментарии помогли замкнуть многие сюжетно-идейные линии, которые возникали в ходе просмотра.











кино, Малхолланд Драйв, Дэвид Линч, кадры, Синий бархат, кадровая дорожка

Previous post Next post
Up