Тополев переулок

Dec 22, 2015 10:01

Предлагаю вам фрагменты из книги Дины Рубиной "Медная шкатулка" (сборник).
Очень душевно!
И про орла там вообще прекрасно:)



Фото кон. 1950-х гг. Тополев переулок. Чётная сторона. Высокий дом с башенкой - дом № 12. "Домсемь" за левым обрезом снимка. Его фотографии не нашёл

Тополев переулок
1
Тополев переулок давно снесен с лица земли…
Он протекал в районе Мещанских улиц - булыжная мостовая, дома не выше двух‑трех этажей, палисадники за невысокой деревянной оградкой, а там среди георгинов, подсолнухов и «золотых шаров» росли высоченные тополя, так что в положенный срок над переулком клубился и залетал в глубокие арки бесчисленных проходных дворов, сбивался в грязные кучи невесомый пух.




Фрагмент карты 1952 г. Красную точку поставил на "домсемь".

Чтобы представить себе Тополев, надо просто мысленно начертить букву Г, одна перекладина которой упирается в улицу Дурова, а вторая - в Выползов переулок. В углу этой самой буквы Г стоял трехэтажный дом с очередным огромным проходным двором, обсиженным хибарами с палисадниками. Дом номер семь. Обитатели переулка произносили: домсемь. Это недалеко, говорили, за домсемем; выйдете из домсемя, свернете налево, а там - рукой подать.



Фото 1954 г. из архива П. Створы. К. Створа, слониха Пунчи и верблюд Рачо (он именно Рачо, а не Ранчо, как в тексте).

Рукой подать было до улицы Дурова, где жил своей сложной жизнью знаменитый Уголок Дурова. Каждое утро маленький человечек в бриджах выводил на прогулку слониху Пунчи и верблюда Ранчо, так что в Тополевом переулке эти животные не считались экзотическими.


Фото 1954 г. из архива П. Створы.

Рукой подать было и до стадиона «Буревестник», - в сущности, пустынного места, куда попадали, просто перелезая через забор из домсемя.



Фото 1955 г. Стадион "Буревестник". На заднем плане - театр Советской армии.

Рукой подать было и до комплекса ЦДСА - а там парк, клуб, кино; зимой - каток, настоящий, с музыкой (у Сони были популярные в то время «гаги» на черных ботиночках), летом - желтые одуванчики в зеленой траве и пруд, вокруг которого неспешно кружила светская жизнь: девушки чинно гуляли с офицерами.



Фото кон. 1960-х гг. В. П. Котельникова. На заднем плане - театр Советской армии.



Фото 1956 г. В парке ЦДСА.

<...>
Смена времен года проходила на тесной земле палисадников. Трава, коротенькая и слабая весной, огромно вырастала ко времени возвращения с дачи в конце августа и всегда производила на Соню ошеломляющее впечатление, как и подружки со двора, которые тоже вырастали, как трава, и менялись за лето до неузнаваемости. Осенью и весной на оголившейся земле пацаны играли в «ножички»: чертили круг, где каждый получал свой надел, и очередной кусок оттяпывался по мере попадания ножичка в чужую долю. Когда стоять уже было не на чем и приходилось балансировать на одной ноге - как придурковатому крестьянину на картинке в учебнике, - человек изгонялся из общества. Хорошая, поучительная игра.



Фото 1974 г. Тополев переулок.

Еще в палисадниках росли шампиньоны, их собирала Корзинкина задолго до того, как в культурных кругах шампиньоны стали считаться грибами. Скрутится кренделем, высматривая под окном белый клубень гриба, а сама при этом с сыном переругивается: «Ты когда уже женишься?» - «А когда ты, мать, помрешь, тогда и женюсь. Жену‑то приводить некуда». Сын, мужчина рассудительный, сидел у окна и с матерью общался - как с трибуны - с высоты подоконника....

На Пасху палисадники были засыпаны крашеной яичной скорлупой - зеленой, золотистой, охристой, фиолетовой; радужный сор всенародного всепрощения. А когда соседи Бунтовниковы раз в году принимали гостей на Татьянин день, вся семья выходила в палисадник и чистила столовые приборы, с силой втыкая в землю ножи да вилки. Будто шайка убийц терзала грудь распятой жертвы.

* * *
Окрестности Тополева все состояли из проходных дворов - бесконечных, бездонных и неизбывных, обсиженных хибарами.
Эти прелестные клоповники, большей частью деревянные, в основном заселяла воровская публика. Редко в какой семье никто не сидел. В детстве это почему то не казалось Соне странным: жизнь, прошитая норными путями проходных дворов, вроде как не отвергала и даже предполагала некую витиеватость в отношениях с законом.



Фото 1976 г. Снос перед Олимпиадой. Дворовые фасады домов по Тополеву переулку. В правом углу возможно угадывается "домсемь".

<...>
По будням у мечети продавали конину, шла негромкая торговля, хотя не все одобряли этот промысел: что ни говори, лошадь - друг человека.
Но присутствие мечети оказывало на текущую жизнь даже облагораживающее влияние: в 56-м, например, их края посетил наследный принц Йеменского королевства эмир Сейф аль Ислам Мухаммед аль Бадр - во как! К приезду шах ин шаха с женой Суреей за одну ночь был не только асфальтирован Выползов переулок, но и покрашены фасады ближайших домов. Так что Тополев был, можно сказать, в гуще политических событий.



Фото 1956 г. Посещение мечети наследным принцем Йеменского королевства эмиром Сейф аль-Ислам Мухаммед аль-Бадром.

А на углу Дурова и Тополева стояло здание ГИНЦВЕТМЕТа - Государственного института цветных металлов. За высоким забором виднелся кирпичный ведомственный дом для специалистов - там жила интеллигенция. Дом был привилегированный, как бы отделенный от остального населения Тополева переулка.



Фото 1970-х гг. из архива И. Лаврищевой. Улица Дурова. Второй дом справа стоит на углу с Тополевым переулком. Третий дом справа - ГИНЦВЕТМЕТ. Забор виден.



Фото 1977 г. из архива Ю. Славина. Ул. Дурова. Вид в противоположную сторону.



Фото 1977 г. из архива Ю. Славина. Ул. Дурова. Дома №№ 20, 22, 24...

Например, Сонина семья жила в отдельной квартире. Но без телефона. Телефон был в коммуналке на втором этаже, туда маме и звонили; соседка Клавдия стучала ножом по трубе отопления, и мама ей отзывалась - под ребристой серебристой батареей всегда лежал наготове медный пестик. Клавдия степенно говорила в трубку:
- Минуточку! Сейчас она подойдет…

<...>
Пальчиков, Барашков, Самарский, Выползов - лет через пятьдесят имена всех этих переулков будут звучать для Сони далекой щемящей музыкой…



Фото 1970 г. В. А. Мясникова. Угол ул. Щепкина и Пальчикова переулка (слева). На заднем плане - ц. Св. Филиппа Митрополита.

И далее по Пальчикову в сторону ул. Гиляровского:


Фото 1960-х гг. Пальчиков переулок. Справа ограда ц. Св. Филиппа Митрополита.



Фото 1976 г. из архива А. Сорокина. Самарский переулок от ул. Дурова. За спиной у фотографа - Уголок Дурова.



Фото 1959 г. Е. П. Соловьёва. Самарский переулок.



Фото 1975 г. Ю. Славина. Самарский переулок от Барашкова переулка.
Снимков самого Барашкова переулка найти не удалось.



Фото 1970-х гг. К. К. Беляева. Выползов переулок

Кстати, музыку любили все, отовсюду неслись обрывки песен, маршей, оперных и опереточных арий, концерты по заявкам радиослушателей. Концерты устраивала и сама общественность во дворах. Дядя Леша, наборщик в типографии «Правда», брал свой зеленый перламутровый аккордеон и, положив на него седую голову, чуть ли не со слезами в выпученных за стеклами очков глазах выводил в самом верхнем регистре одно и то же - «По диким степям Забайкалья».
На второй этаж домсемя вела железная наружная лестница. Там усаживались все желающие, артисты наряжались кто во что горазд. Подружка Лидка влезала к себе в открытое окно, ставила на полную громкость пластинку, и концерт начинался: «Летите голуби, лети‑и‑и‑те…»

У Лидки особенно красиво получались тягучие жалостливые песни, у нее было пронзительное сопрано:
Льется и льется,
Словно года,
В диких криницах
Чудо‑вода…

Все были талантливы и постоянно воодушевлены. Вова Сулейманов, мальчик толстый, рыхлый, залюбленный мамой и старшими сестрами, складывал грудки до образования ложбинки, перетягивался мамкиным хохломским платком (платье до полу!), объявлял сам себя: «Выступает Маргарита Луговая!» - и запевал:
Вот вспыхнуло утро,
Румянятся воды...
Над озером быстрая чайка летит.
Ей много свободы
И много простору…
Луч соо‑о‑о‑о‑лнца у чайки крыло серебрит…

Да какой там, к черту, Робертино! Не выдерживали даже взрослые: «Маргарите Луговой», чтобы не обижалась, давали посолировать пару куплетов, а затем вступал весь двор. Это было сверхмощно! И только пух тополиный взлетал и опадал в такт вздымавшимся грудям.
Стоит ли говорить, что все запросто хаживали друг к другу, помогали в большом и в малом, ссорились, мирились, выпивали, сплетничали, ибо знали друг о друге все самое сокровенное.

<...>
2
Персонажи Тополева переулка за годы после его исчезновения не изгладились из Сониной памяти ничуть, и даже ничуть не потускнели. Они вспоминались в некой перспективе - бесконечный пульсирующий клип, смонтированный из вспышек памяти, пронизанного солнцем тополиного пуха и развесистой лепнины алебастровых июльских облаков.
А на заднем плане - утренний неспешный караван: слониха Пунчи с хоботом, закрученным вверх, как ручка чайника, и верблюд Ранчо с угрюмо‑неподкупным лицом. Взрослея, старея, никогда уже теперь не умирая - теперь, когда стремительно преобразились все прежние сущности и возникли новые, невиданные и немыслимые в ее детстве и юности, - персонажи Сониного детства менялись, в то же время оставаясь самими собой....



Фото сер. 1950-х гг. из архива П. Створы.

<...>
* * *
А отдельной блескучей закладочкой в памяти - Коля, первая любовь еще с того дня, когда во дворе (им с Соней было лет по пять), Коля авторитетно сообщил ей, что весь мир состоит из желтка.
Он жил в соседнем подъезде и был гениален от рождения: писал стихи, рисовал, вечно читал какие‑то научно‑популярные книжки. Учитель физкультуры ходил за Колей по пятам, умоляя семью отдать мальчика в профессиональный спорт, потому что «такая прыгучесть встречается раз в сто лет».
Лет с девяти он учил какие‑то непривычные, неглавные языки. Почему‑то ему интересны были грузинский, татарский, армянский. Он даже захаживал в мечеть на углу Дурова и Выползова (говорил, для практики), где донимал стариков длинными запинающимися монологами на татарском. Рассказывал Соне, что видел там президента Египта Гамаля Абдель Насера - тот сидел на ковре по‑турецки, как обычный татарин: в одних носках, без туфель.



Фото 1957 г. Гамаль Абд ан-Насер в Соборной мечети в Выползовом переулке.

<...>
3
Отдельной шалапутной и шебутной колонией обитали в Тополевом цирковые. Занимали огромную коммунальную квартиру на третьем этаже домсемя, открытую всем ветрам, с вечно выбитой, никогда не запираемой дверью. Относились они не к Уголку Дурова, а к Цирку на Цветном.



Фото 1965 г. Н. Каневской. Уголок Дурова.



Фото 1960 г. А. К. Думкина. Цирк на Цветном бульваре

Это была странная походная семья, и хотя внутри ее, как личинки, роились всамделишные семьи, все же казалось, что, несмотря на драки и бесконечные стычки, каждый сосед имеет к другому именно родственное отношение....
Для окрестной ребятни все цирковые были дворовыми кумирами, друзьями, местными богами… Околачиваясь среди выпивающих цирковых, можно было услышать поразительные истории:
- Шимпанзе - животные дорогие! У них рацион, знаешь, - любой граф позавидует: и фрукты, и рыбка, бывает и винишка им выставляют, а как же… Так чета Буровцевых, дрессировщиков, уехала в прошлом годе в отпуск, оставила своих драгоценных шимпанзе на рабочего сцены с пятью ящиками отменной снеди, включая, извини, мадеру. Вернулись, застали картину: сидит тот пьяный балбес, варит в котелке картошку в мундире. Вокруг него собрались в кружочек пятеро обезьян с протянутыми руками. И он время от времени бросает им через плечо картофелину. Те бедняги ловят, дуют, обжигаясь, перекатывают картофелину в руках и уписывают как миленькие за обе щеки…
<...>
Нора Булыгина парила высоко. В молодости работала в номере у мужа Андрюхи - «гимнасты на першах». Андрюха красивый был парень - высокий, обаятельный: атлетический разворот плеч, победительная улыбка и добрые карие глаза. Настоящий Иван‑Царевич, и грима не требуется....
Пил Андрюха так, что цепенели бывалые алкаши у точки. Трижды в психушку попадал с белой горячкой. Наконец оформили ему «легкий труд» - тренерскую работу.

А Нора у одной уходящей на пенсию артистки купила номер «Воздушная гимнастка с орлом»: моторчик крутил трапецию над манежем, а на штамберте трапеции обреченно сидел привязанный живой орел - растопыривал крылья при движении, - такая иллюзия полета. Под этим гордым орлом Нора принимала задумчивые позы под мечтательную музыку…

Со своей геральдической птицей она объездила весь Союз. Причем накануне гастролей забирала его к себе. Привязывала старого подагрика на лестничной клетке за лапу к перилам, что создавало изрядные неудобства для соседей: птичка немалая, питается, как известно из мифа о Прометее, исключительно мясом; соответственно, его перерабатывает. Обычно Нора за ним прибирала, но если уж выпьет, забывала обо всем. И тогда при входе в подъезд с ног шибал такой густой дух, что люди падали.

Однажды перед очередными гастролями загудели Валька с Норой по‑черному. Несчастная птица совсем одичала, загадила лестницу так, что пройти мимо не было никакой возможности. Да и страшно: орел огромный, клюв, как секира. Люди возмущались, назрел скандал. Вечером третьего дня внизу собрался небольшой взвод разъяренных соседей.

Нора же с Валькой гудели уже третьи сутки; ничтожные проблемы ничтожных людишек их обеих не волновали ничуть.
И когда вконец озверевшие соседи пошли на приступ, Нора, недолго думая, отвязала орла, и с криками: «А‑а‑а, бляди! По‑людски не понимаете?!» - пинками погнала его на захватчиков. Орел был очень старый, но вид имел устрашающий. Да и вонял жутко. После хорошего пинка под зад поскакал в народ. Бунт был подавлен мгновенно, толпа в панике рассеялась, люди разбежались ночевать по знакомым.
Зато утром, перед отъездом на вокзал, Нора аккуратнейшим образом вымыла лестничную клетку.
...

Остальное, если заинтересовало, читайте в книге Д. Рубиной.
Напоминаю: весь текст по рассказу "Тополев переулок" из книги Дины Рубиной "Медная шкатулка" (сборник).
Мои только подписи к фотографиям.



Фото 1954 г. Ю. Рождественского. Ул. Дурова от Уголка Дурова в сторону Тополева переулка (он слева, мимо него как раз трамвай проезжает). Слева же, на первом плане, и здание упомянутого в тексте ГНИИЦветМета.

Часть снимков я уже ставил у себя ранее. Но их в целом не так много, увы...

Практически все снимки с сайта pastvu.com

ушедшая Москва, Уголок Дурова, советские фото, Цветной бульвар, уничтоженное, деревянная Москва, Неглинка, Мещанская слобода, исчезнувшие кварталы Москвы, цирк на Цветном бульваре, животные, советская Москва, Божедомка, Москва, прогулки по старой Москве, Выползов переулок

Previous post Next post
Up