Жизнь и творчество русской молодежи

Dec 11, 2013 16:45

Статья из анархистской газеты "Жизнь и творчество русской молодежи" (№№ 26-27) за 1919 год, посвящённая похоронам Свердлова.
Поскольку я первый просил её вчера отсканить в Публичке, то, конечно, перепост!
Вот уж точно: "Накаркали"...

Оригинал взят у madiken_old в Накаркали
В № 26-27 анархистской газеты "Жизнь и творчество русской молодежи" за 1919 год появилась статья главного редактора Н.Маркова "Площади будущих пирамид". Так как я ее умудрилась сосканировать в pdf и теперь не знаю, как целиком ее грузануть сюда, то приведу несколько цитат.

"Вы, конечно, знаете о грандиозных пирамидах Египта, которые строили фараоны для прославления себя и сохранения своих трупов, заставляя над их постройкой трудиться десятками тысяч покоренных народов?
Вы знаете, также, что капуцины, заполняли в Риме целые комнаты человеческими костями и разлагающимися трупами своих мертвецов...
Вы знаете и то, что мусульманские мечети так же, как и русские православные церкви, очень любят сохранять останки своих основателей (священников и церковных старост) около церковной ограды ради возбуждения религиозных чувств.
Не то же ли подражание другим фараонам, капуцинам или религиозным обществам мы наблюдаем теперь, когда желают увековечить имя Свердлова?



Красная площадь, центр Москвы, стала у нас, людей более культурных, чем древние площадью трупопоклонства, заразы и нового гражданского молитвенного двора, кремлевская же стена - священной оградой.


...торжественными похоронами не исчерпывается отдача долга, - газеты сообщают, что постановлено соорудить памятник, переименовать Театральную площадь, построить Пролетарский университет его же имени и т.д.
Здесь и конца не видно этому "последнему долгу" по отношению к гниющему, никому не нужному трупу.
Народу внушается, что власть есть все, что без нее не может обойтись ни один человек и что носителя власти есть великие люди перед которыми необходимо преклоняться и чтить их как при их жизни, так и после смерти, - ибо это внушение помогает внушителям продержаться еще некоторое время, пока народ окончательно не поймет, что можно обойтись без этих внушителей, без власти.
Если ли смысл в этом обожании трупа и места, где он ляжет, нужно ли все это?
Предо мною первые дни октябрьской революции, когда казалось бы все должно было переродиться, когда всему старому был нанесен смертельный удар... и что же? То там, то здесь стало слышно, что такая то улица названа Ленинской, такое то учреждение имени Маркса и т.д. Как то не верилось... Хотелось думать, что если не в низах, то вверху, сам Ленин откажется от этих "почестей", пережитков худших времен. Чаяния, однако, не оправдались и скоро мы стали свидетелями повсеместного переименования улиц, площадей, домов, волостей, литературных поездов, красноармейских частей, бронепоездов, и т.д. имени Маркса, Ленина, Троцкого, Володарского, Урицкого и т.д.
(...)
Пройдут года... Умрет еще не один президент и не один председатель, быть может, их еще более прославит "придворная клика" и создаст им на той же "Красной" новые, более величественные памятники, и так вся Красная площадь будет площадью мертвецов - президентских и председательских гробниц, площадью будущих пирамид".



Повторяю, это 1919 год, и это только малая часть статьи.





UPD: Да, на всякий случай, не надо мне рассказывать об истории Красной площади, я её знаю, по крайней мере, не хуже вас. Пост об истории этой главной площади Москвы в ближайшее время напишу: от главного московского торжища до луивитона.

советские фото, Красная площадь, революцьённая Москва, кладбища, советская Москва, Москва, советские политики, советская эпоха

Previous post Next post
Up