Перепощу для памяти.
Оригинал взят у
toptigki в
Немного о Нескучном Трубецких … и не толькоУсадьба Нескучное располагалась около Калужской заставы и покрывала площадь от Калужской дороги до Москвы-реки, куда выходила часть высокого плато и глубокий неказистый овраг с обрывистыми и пологими берегами.
Д.И.Ухтомскому было нелегко преобразовать эту территорию в парадную резиденцию, поскольку усадьба имела довольно сложный рельеф для разбивки парка.
Усадьба Нескучное на Горихвостовском плане, 1768 год
Усадьба была выстроена в первой половине 1750-х годов под влиянием стиля барокко, и впоследствии стала примером русской усадьбы середины XVIII века.
Род Трубецких был в тесных отношениях с Романовыми. Тетка Никиты Юрьевича - Ирина Григорьевна Нарышкина - троюродная сестра матери Петра I. Её дочь, двоюродная сестра владельца усадьбы, А.И. фон Гессен-Гомбургская - супруга Людовика-Иоанна-Вильгельма Гессен-Гомбургского - наследника германского престола ланд-графства.
Титульный лист альбома чертежей Д.В. Ухтомского усадьбы Нескучное
Наиболее наглядное представление о том, как выглядел архитектурно-парковый ансамбль усадьбы Трубецкого, дают некоторые из листов альбома Ухтомского 1753 года.
Перспектива усадьбы Н.Ю. Трубецкого. Из альбома Д.В. Ухтомского
С улицы открывался вид на усадьбу, спрятанную за деревянной оградой, состоящей из балюстрады, над которой возвышались скульптуры и вазы с цветами. Въездные ворота были декорированы деревянной резьбой и росписью. В нишах пилонов располагались раковины и бюсты, а по сторонам развешивались роскошные гирлянды, что довершало барочный наряд ворот. При воротах располагались сторожки.
За воротами раскинулся регулярный сад. Зеленые насаждения выше человеческого роста были разбиты на отдельные комнаты - кварталы - в форме квадратов или прямоугольников.
Пространство сада было строго организовано: в нем выделялись зоны зелени, главных и хозяйственных павильонов, например, птичника.
Фасад и план ворот парка.
Через весь парк от ворот к главному дому шла центральная аллея с деревьями, кроны которых были подстрижены шарообразно.
Несколько деревянных ворот в регулярной части парка вели из одной его части в другую. Также деревянные воротца были входом в кварталы. Расположенные на пересечениях аллей статуи придавали саду торжественность и иллюзорность.
Генеральный план. Реконструкция А.А. Кипарисовой 1969 г.
Ухтомский приспособил овраг под зверинец - менажери. Привнесенный лоск регулярности соседствовал с природной естественностью преобразованного рельефа. По оврагу тек ручей, переходивший ближе к Москве-реке в каскадный пруд.
Между домом, окруженным четырьмя симметрично поставленными флигелями, и рекой, располагался лабиринт - партер и оранжереи.
План партера усадьбы
Аллея, заключавшая основную ось планировки усадьбы, вела к парадному въезду в главный двухэтажный дом. На парадный двор вели нарядные ворота, похожие на триумфальную арку, с резными фигурами и драпировкой.
Фасад главного дома богато декорирован барочным фронтоном и скульптурным убранством над кровлей.
Главный дом усадьбы Нескучное.
Главный дом представляет из себя весьма характерный пример для зодчества середины XVIII века. Первый этаж украшала колоннада, а на втором этаже наибольшее впечатление производил балкон. Крыша главного дома была прорезана люкарнами, обрамленными фигурными наличниками. В декоре использовались картуши с раковинами и гирляндами, которыми украшены наличники окон. Фронтон главного дома был декорирован полулежащими женскими фигурами и увенчан короной. В картуше помещен княжеский герб, который поддерживали фигурки амуров. Дом завершал резной парапет с вазами на пьедесталах.
Гармонично с главным домом сочетался и дом для камердинера - одна из служебных построек курдонёра, также украшенная люкарнами и балюстрадой.
Небольшой гостиный дом располагался ближе к въезду, изолированный парком специально для того, чтобы хозяева чувствовали себя спокойно. Да и главный дом стоял в глубине от шумной дороги.
Также в стороне стоял дом уединения - закрытый от посторонних глаз зеленью квартала, в котором, как следует из названия, хозяин или его гости могли уединиться.
Птичник
В парке стоял птичий двор - вольер для певчих птиц с внутренней обходной галереей.
Галерея и оранжерея
На самом берегу Москва реки стояли галерея и оранжерея.
А всю перспективу дворцово-паркового ансамбля замыкала Москва-река и видневшийся в дали Новодевичий Монастырь.
В 1791 году усадьба переходит П.Н.Трубецкого - от сына в руки брата Никиты Юрьевича, князя Д.Ю.Трубецкого.
Нескучный сад. План 1791 года
В сентябре того же года по ветхости были разобраны главный дом, четыре флигеля, выездные ворота, галерея, три беседки, оранжерея и службы.
До наших дней дошел только так называемый охотничий домик.
Галерея на острову
На плане этот домик обозначен как «Галерея стоящая на острову». Во время его строительства проект был несколько изменен, в результате чего был сформирован существующий объем. Домик и сейчас стоит на краю обрыва.
Охотничий домик
P.S. Еще тут наткнулся на интересную заметочку, которую нигде не встречал ранее, но она, правда, имеет отношение к Нескучному саду уже времен Николая I - описание церкви в Александринском дворце:
«Въ верхней части Дворца находится Церковь. Это небольшая зала, освѣщаемая сверху матовымъ колпакомъ, съ тремя полукруглым окнами изъ большаго параднаго зала. Церковь во имя Святой Александры. Иконостасъ простой, деревянный, съ образами безъ ризъ, но хорошаго италіянскаго письма; на карнизѣ, надъ алтаремъ, по золотому полю, надписи: „Святъ храмъ Твой, Дивенъ въ правдѣ, услыши ны, Боже". Въ алтарѣ образъ Спаса; тутъ же сохраняется кипарисовая полу круглая доска, на которой съ замѣчательною художественностью изображенъ масляньми красками ликъ Господа Саваоѳа».
Литература:
1. Памятники Архитектуры Москвы. Том 6
2. Мурзин-Гундоров В.В. - Архитектурное наследие России. Дмитрий Ухтомский
3. Архитектор Дмитрий Васильевич Ухтомский. 1719 -1774. Каталог
4.
http://www.retromap.ru5.
http://samlib.ru/r/rublew_a_d/2parkgor.shtml