4 сентября Общественное движение Архнадзор и жители Дома Страхового общества «Россия» по адресу: Сретенский бульвар, 6/1 приглашают москвичей и гостей столицы вместе отпраздновать 110-летие Дома.
Начало празднества в 15:00 у памятника Шухову на Сретенском бульваре.
О самом Доме я писал подробно
ЗДЕСЬ и ещё немного
ЗДЕСЬ. Поэтому повторяться не буду. Но вот о том, что находилось на этом месте до знаменитого дома, хочу рассказать подробнее.
После победы над турками тут, на Сретенском бульваре, построили круглое здание, где размещалась весьма популярная среди москвичей панорама - "Царь-Град". А когда она "устарела", в ее помещение въехал театр "Скоморох", знаменитый самым разнообразным репертуаром. Тут ставились и лубочные, "народные картины", и опера "Аскольдова могила", и слезливые мелодрамы, и весьма серьезные пьесы. Так, 26 октября 1895 года в театре, на представлении своей пьесы "Власть тьмы" побывал Лев Толстой, который, несмотря на призывы администрации, в почетную ложу не пошел, а смотрел на игру актеров вместе с простонародьем, с самых последних рядов галерки.
В конце каждой пьесы шли "концертные номера": песенники и балалаечники; знаменитый в конце XIX века Дмитрий Ушаков, одетый в пестрядинную рубашку и лапти и радовавший публику своей песней "Про козла"; а также уже спившийся и сходивший со сцены знаменитый Павел Богатырёв, своеобразный "предтеча" авторской песни, исполнявший под гитару свои импровизированные песни-стихи...
"Скоморох" не поладил со своим домовладельцем Кашиным и в конце XIX века был закрыт к разочарованию "почтеннейшей публики". А участок земли был продан страховому обществу "Россия", которое и построило на месте "Скомороха" огромный красавец-дом, являющийся московской достопримечательностью и сегодня...
Театр "Скоморох". Проект фасада, 1886 г. Эскиз Ф. О. Шехтеля.
Первоначально театр "Скоморох" был открыт "магом и чародеем" М. В. Лентовским, как театр для народа, в связи с Всероссийской художественно-промышленной выставкой в Москве, 5 ноября 1882 года (по другим сведениям - 1881 года) в помещении бывшего цирка Гинне на Воздвиженке.
Об этом театре есть сведения в мемуарах С. Васюкова: «Мысль об устройстве народного театра не оставляла Лентовского и гвоздем засела в его голове. Но средств никаких для „дела“ не было» («Воспоминания о М. В. Лентовском». - «Исторический вестник», 1907, № 4, стр. 112). Васюков так описал помещение театра: «Везде по стенам <...> нарисованы портреты русских великих писателей, разные меткие изречения и пословицы, устроены ложи, партер и многочисленные дешевые <...> места идущие амфитеатром. <...> Была набрана очень недурная труппа, куда входила талантливая провинциальная молодежь». На открытии «театр был полон» (стр. 117). Просуществовал он недолго. Сохранилась афиша 1883 г.: «Окончательное прекращение спектаклей последует 27 февраля» (ГЦТМ).
«СКОМОРОХ» - ТЕАТР М. В. Л. ***
(3-е января)
Начну прямо с начала. В коридорах темно и жутко, как в инквизиционных подвалах. Лишние лампочки не мешает поставить. Цена умеренная, всем видно, контролем не надоедают, публика аплодирует - значит, хорошо. Но чертовски холодно! Зуб на зуб не попадешь. - Нос зябнет самым неприличным образом.
Когда мы вошли в театр, стоящие около вешалок предложили нам раздеться.
- А у вас тепло? - спросили мы.
- Тепло-с.
Мы поверили этим лгунам и заплатили по двугривенному. Заплатили даром, потому что через пять минут пришлось опять облечься в шубы. Нехорошо надувать! Коли холодно, так и говорите, что холодно, а не берите двугривенных. Гг. капельдинеры, надевая на нас шубы, поздравили нас с Новым годом. Это после двугривенных-то! Вежливо, но - некрасиво. Народный обычай поздравлять - может и не иметь места в народном театре.
В буфете всё есть, но нечем закусывать после водки: ни килек, ни селедки.
Выход ужасен. Нужно отворять две половинки двери, а не одну, а то приходится выходить поодиночке, гуськом, что скучно и неудобно. Тесноту нужно избегать по многим причинам.
Мы глядели «Смерть Ляпунова», драму Гедеонова. Пьеса старинная, холодная, трескучая, тягучая, как кисель, но мы почти ничего не имеем против ее постановки на сцену «Скомороха». Пусть малознающая публика хоть за четвертак поучится истории. Это во-первых, а во-вторых, подобные пьесы понятны каждому, не тенденциозны и трактуют далеко не о пустяках... А этого, пожалуй, достаточно. При нынешней дороговизне и за это спасибо.
О труппе можно сказать весьма мало по весьма уважительной причине: видели ее только раз. Г. Рахимов ничего себе. Картавящий г. Пальм («князь Пъёнский... Говою тебе... дъюг дъюгу»!!), Осетров, Протасов годятся; как для пьес, так и для сцены. Глядя на них, узнаешь тетку-провинцию. Г-жа Савина много ныла, много руками махала, энергично белками вращала, но ничего не вышло. Что-нибудь из двух: или она плохая актриса, или же озябла... Думаем, что то и другое.
А. П. Чехов. 1883 г.
Но это Антон Палыч писал ещё о старом "Скоморохе". Из-за финансовых проблем Лентовский театр в том же 1883 году закрыл. Через три года, в 1886 г., он снова открывает театр, но уже на Сретенском бульваре, перестроив огромный павильон панорамы "Царьград". Проект перестройки принадлежал Ф. О. Шехтелю (я, правда, ранее читал, что перестраивал Чичагов - так что чей проект был реализован утверждать не берусь, тем более что Лентовский всегда тесно сотрудничал с обоими архитекторами).
На новом месте театр открылся пьесой А.Н. Островского «Бедность не порок».
В репертуар театра наряду с произведениями А.Ф. Писемского, Островского, А.К. Толстого входили пьесы Н.В. Кукольника, С.А. Гедеонова, а также феерии и мелодрамы. Спектакли театра (режиссёры Лентовский и М.В. Аграмов, художник-декоратор К.Ф. Вальц) были пышно и красочно оформлены, в оформлении сцены принимал участие и Шехтель.
Театр "Скоморох". Эскиз занавеса. Ф. О. Шехтель.
Спасибо уважаемому
huck_d за нормальную склейку.
В театре играли Н.Н. Кудрина, П.К. Красовский, М.Т. Иванов-Козельский, В.Н. Андреев-Бурлак и др. В 1897 году из-за дешевизны билетов, повышения арендной платы и отсутствия помощи со стороны городских властей Лентовский вынужден был прекратить спектакли.
И началась уже другая история этого владения - история дома СОР.