История одного памятника. Памятник Александру III

Jan 29, 2010 21:51



Фото 1912 г.


В 1894 году была объявлена всенародная подписка на памятник Александру III в Москве. Наряду со скульптором А.М. Опекушиным, автором памятника А.С.Пушкину, к выполнению проекта был привлечен в качестве главного архитектора московский зодчий А.Н.Померанцев, автор Верхних торговых рядов (нынешний ГУМ), а производителем работ был назначен инженер-архитектор К.А.Грейнерт. После некоторого перерыва работа над памятником была возобновлена в 1900 году и длилась около двенадцати лет. За это время по подписке было собрано почти два с половиной миллиона рублей - сумма по тем временам колоссальная.



Фото 1910-х гг.

При выборе места для монумента исходили из того, что "Государи... выступают как ходатаи перед Богом и вечные напоминатели, что в мире нет высшего училища и нравственного завета кроме Божьего храма и что вне этих заветов нет правильной жизни для России" (Иван Владимирович Цветаев, 1897 год). После обсуждения нескольких мест установки памятника, включая Кремль, была выбрана площадка около Храма Христа Спасителя на Пречистенской набережной, лицом к Москве-реке, как имеющая бесспорное преимущество с идеологической, архитектурной, административной, экономической и иных точек зрения.
Памятник, выполненный из бронзы, изображал Императора восседающим на троне во всех царских регалиях - со скипетром и державой в руках, с короной и порфирой - мантией монарха. Порфира спускалась одним концом на пьедестал из красного гранита. Гранитный пьедестал покоился на таком же гранитном постаменте. На уступе цокольной части помещались четыре бронзовых коронованных двуглавых орла с распростертыми крыльями (работы скульптора А.Л. Обера). На пьедестале была высечена надпись:
Благочестивейшему, Самодержавнейшему Великому Государю Нашему
Александру Александровичу
всея России.
1881-1894



Фото 1910-х гг.

Установка памятника обогатила общий ансамбль Храма. Одновременно с памятником были устроены гранитная балюстрада и величественная, ведущая к воде лестница. Невысокая стенка из серого гранита, устроенная по бокам памятника, не изолировала его от общей площади, и вместе с тем выделяла и подчеркивала его самостоятельное значение.



Фото 1912 г. Перед открытием памятника.

30 мая 1912 года состоялось открытие и освящения памятника. Церемониал представлял несколько более скромный и видоизменений в соответствии со светским характером торжества ритуал освящения Храма Христа Спасителя. В 8 часов утра пятью пушечными выстрелами с Тайницкой башни Кремля возвестили о начале торжества. Около памятника выстроились войска. К 10 часам к памятнику прибыла императорская чета со свитой. Помимо Императора Николая II и Императрицы Александры Федоровны присутствовали члены Государственного Совета, Государственной Думы, сенаторы, генералы и адмиралы, фрейлины и статс-дамы, губернские и уездные предводители и представители дворянства, московские, губернские и земские власти, представители сословий и общественных организаций, депутации от учебных заведений. Митрополит Московский и Коломенский Владимир (Богоявленский) встречал императорскую чету в Храме Христа Спасителя. Начался крестный ход из Храма во главе с Митрополитом и царствующими особами, который сопровождался колокольным звоном близлежащих церквей. У памятника состоялось благодарственное молебствие с коленопреклонением. По возглошении вечной памяти Императору Александру III по команде Императора Николая II войска отдали честь. После 360 салютационных выстрелов и исполнения Преображенского марша с памятника было снято покрывало, и Митрополит Владимир окропил монумент святой водой, провозгласил многолетие российскому войску и верноподданным и возвратился в Храм. К монументу было возложено 86 венков от всех российских и зарубежных депутаций. Вечером город и памятник были иллюминированы.



Фото 1910-х гг.

С приходом к власти большевиков памятник был уничтожен.



Фото 1918 г. Снос памятника.



Фото 1918 г.

А на его пьедестале было воздвигнуто вот это:



Фото 1920 г. Памятник "Освобожденному труду"... названный в народе "Ванька-голый". UPD: на снимке не московский, а екатербургский памятник "Освобожденному труду".
Этот монумент представлял собой 10-метровую фигуру рабочего с единственным предметом одежды: молотом. Вот что вспоминала художница В.М.Ходасевич: «Первые ряды уже вступали на площадь и, окончательно ошеломленные, останавливались перед скульптурой непристойно белого, гипсового, мускулистого «Пролетария» и медленно обходили его вокруг. Начались такие высказывания, что хоть я и помню их, но неловко это написать, хотя многое было даже остроумно». Скульптора заставили срочно «одеть» монумент в фартук. Но фартук - он перед прикрывает, а так как был Ванька голож*пый, так им остался...
На открытии очередного революцьённого шедёвра не мог не отметится вездесущий лукич:
(При дружных аплодисментах всех присутствую­щих на трибуне появляется товарищ Ленин.) Товарищи! На этом месте прежде стоял памятник царю, а теперь мы совершаем здесь закладку па­мятника освобожденному труду. Капиталисты называли труд свободным, когда кресть­яне и рабочие были принуждены продавать им свой труд и в результате были свободны умирать с голоду. Мы называем такой труд наемным рабством. Мы знаем, что нелегко как следует организовать свободный труд и работать в условиях переживаемого тяже­лого времени. Сегодняшний субботник является первым шагом на этом пути, но, так идя далее, мы создадим действительно свободный труд. (Продолжитель­ные, дружные аплодисменты. Оркестр исполняет «Интернационал».) «Правда» № 94, 4 мая 1920 г.

Демонтирован Ванька был в 1925 г.



Фото 1930 г. Съёмка 10 сентября 1930 года в 9 часов утра с дирижабля.
Справа пьедестал памятника Александру III. Ваньки-голого уже нет.

дореволюционные фото, советские фото, старая Москва, Александр III, памятники, советская Москва, Москва, памятники Москвы

Previous post Next post
Up