Московский Кремль. Утраты. ч.1

Jan 18, 2009 20:27



С.Глушков. Московский Кремль.
Замечательный художник Сергей Глушков, наконец-то, поддавшись мощному давлению Дяди Коли , завёл свой жж-журнал - glushkov_sg! Настоятельно рекомендую! Зафрендить его можно ЗДЕСЬ .

А я же хочу рассказать вам об утратах московского Кремля.


Порой, когда бываешь в других иноземных странах, то завистью исходишь от сохранности средневековой архитектуры! Там, конечно, тоже сносили, но такого тупого фанатизма в этом не благородном деле мне встречать не приходилось.
Первый крупный акт вандализма (перестройки деревянного ещё Кремля, пожары и другие стихийные бедствия мы здесь не рассматриваем) в московском Кремле приключился ещё при матушке Екатерине.
Захотелось ей дворец новый иметь. Заказ поступил к известному всем архитектору Баженову. Мэтр ничего лучшего не придумал, как снести пол-Кремля вместе с кремлёвской стеной и воздвигнуть дворец с лестницей к Москва-реке.
К счастью для Москвы, через некоторое время Василий Иваныч впал в опалу, проект был похерен, разрушенную к тому времени кремлёвскую стену с рядом башен восстановили (один из первых московских "новоделов").



Графическая реконструкция ансамбля московского Кремля по проекту В.И.Баженова (1768 - 1773 гг.)



Баженов В. И. Деревянная модель Кремлёвского дворца в Москве.

А ведь наказал Бог Василь Иваныча за этот гениальный, но святотатственный проект! Какой архитектурный памятник в Москве, приписываемый Баженову, не возьми (кроме, только, мостика в Царицыно), везде после его фамилии стоит знак вопроса! Так до сих пор достоверно и неизвестно, что же он в Москве построил (кроме, опять же моста в Царицыно).



ЦЕРКОВЬ НИКОЛЫ ГОСТУНСКОГО В МОСКОВСКОМ КРЕМЛЕ.
В старой Москве в Кремле стояла замечательная церковь - в честь иконы святителя Николая Чудотворца, прозванной Гостунской. Церковь связана с многими славными страницами русской истории. Именно в этой церкви дьяконом был первопечатник Иван Фёдоров! Однако судьба ее сложилась трагически: церковь стала печальным примером неподобающего отношения к памятникам старины, случавшегося и в дореволюционной Москве.
Это был главный Никольский храм в Кремле. Его очень чтили и государи, и простые москвичи. Цари присутствовали здесь за литургией, а на престольные праздники в нем всегда служили митрополиты и патриархи с обязательной раздачей милостыни.
После изгнания Наполеона восстановление Кремля и его святынь сочли делом чести. Все силы и средства были пущены на то, чтобы возродить Кремль в его новом великолепии. Как оказалось, вросшая в землю, седая от древности Гостунская церковь этому великолепию мешала. К тому же в XVIII веке ее покрыли грубой железной кровлей, а главное, придельная Введенская церковь стояла, накренившись, как пизанская башня, «прочности не обещая».
Священник Никольского храма Михаил Александров доложил митрополиту Августину, что здание Гостунского храма «не соответствует красоте занимаемого им места». Требовалось строить его заново. И сначала никто не собирался сносить этот храм, его даже стали восстанавливать в модном тогда готическом стиле. Однако начальник Кремлевской экспедиции князь Н.Б. Юсупов высказал мысль, что было бы достойней восстанавливать столь древний храм в старинных формах, более приличествующих его возрасту. Эти изменения в проекте несколько задержали восстановительные работы. Храм даже собирались обнести галереей наподобие домика Петра в северной столице, но этим планам не суждено было осуществиться.
Император Александр I, посетивший Кремль в августе 1816 года, остался крайне доволен его новым обликом и вознамерился привезти в первопрестольную прусского короля, который, как известно, очень любил военные парады. Главнокомандующий Москвы граф Тормасов обеспокоился, что древний Гостунский храм помешает проведению парадных торжеств. Это и определило его судьбу, хотя, может быть, и сам император пожелал убрать ветхий Никольский храм, не отвечавший роскошному виду Кремля.
В октябре того же 1816 года о том вышло высочайшее соизволение. Николо-Гостунский храм следовало разобрать как «по местоположению своему и по бедности архитектуры делающий безобразие Кремлю».
На разборку направили полк солдат под командованием самого А. Бетанкура, строителя Манежа, и за одну августовскую ночь 1817 года Никольский храм исчез. Его камень отдали Вознесенскому монастырю, где тогда возводили церковь святой Екатерины, а место на Ивановской площади занял плац для парадов. Новый же Гостунский храм был освящен в 1818 году. Прямо над ним висели колокола Успенской звонницы.
Москвичи очень сожалели о сносе старого храма. Забелин сокрушался по поводу таких «приемов обращения с древними памятниками». Но горшая потеря была еще впереди: революция уничтожила сам храм. При обстреле Кремля в ноябре 1917 года снаряд разорвался в алтаре Гостунской церкви, но престол чудом остался невредимым. Вскоре на звоннице поставили часовых, которые расписали стены «памятными» надписями. Епископ Нестор Камчатский, осмотревший храм через несколько часов после обстрела, выразился так: «Увы, русский человек проявил к этой святыне такое поругание, о котором страшно и говорить!» Храм в звоннице тогда же был закрыт, икона пропала, сохранилась лишь деревянная фигура святителя Николая Можайского, вырезанная в человеческий рост знаменитым резчиком старцем Ипполитом. Ныне ее можно увидеть в экспозиции кремлевской Ризположенской церкви.



Вид Потешного дворца от Львиных ворот. Хромолитография Ф.Дрегера. Первая половина 19 века.
ЛЬВИНЫЕ ВОРОТА служили нарядным въездом на парадный двор Потешного дворца в Кремле. В начале 19 века ворота были разобраны, а их детали послужили украшением портала Преображенского богадельного дома в Москве. В 1930-е годы детали были снова демонтированы и перенесены в Коломенское и теперь часть из них доступна для осмотра в музейной экспозиции (львы находятся в хранилище).



ЦЕРКОВЬ РОЖДЕСТВА ПРЕДТЕЧИ И СВЯТОГО МУЧЕНИКА УАРА В МОСКОВСКОМ КРЕМЛЕ.
Одна из первых церквей Московского Кремля; может, это вообще первая церковь в Москве. Время возведения неизвестно. При перенесении святительского престола в Москву, когда ещё Калита не заложил основание Успенскому собору, эта церковь была соборной, при ней находился митрополичий двор. Позже, когда сюда перенесли из Углича святые мощи царевича Дмитрия, наречённого также Уаром, в народе церковь получила название Уара Мученика. В храмовые праздники патриарх Филарет здесь совершал Божественную литургию в присутствии своего царственного сына.
Снесена в 1847 году по личному повелению императора Николая I. Чем она ему помешала?...

Печальное продолжение следует...

Кремль. Утраты, вандализм, Кремль, Москва, храмы

Previous post Next post
Up