Самарканд 1955-1957 гг.
Самарканд. Кладбище Шах-и-Зинда.
Историческая справка:
На северной окраине Самарканда, на краю возвышенности Афрасиаба, среди обширного древнего кладбища, находится группа мавзолеев, среди которых наибольшей известностью пользуется могила Куссама, сына Аббаса, двоюродного брата пророка Мухаммеда. По арабским источникам, Куссам пришел в Самарканд в 676 г.; по одним известиям он был убит, по другим - умер естественной смертью. Мнимая или действительная могила Куссама при его родственниках аббасидах (VIII в.), возможно не без их участия, сделалась предметом культа мусульман.
В народе Куссам стал известен под названием Шах-и-Зинда («Живой царь»). По легенде, Куссам ушел из земного мира живым и продолжает жить на «том свете». Отсюда идет его прозвище «Живой царь». Возможно и другое объяснение данного ему прозвища. На надгробии Куссама написаны следующие стихи из Корана: «Тех, которые убиты на пути аллаха, не считайте мертвыми; нет, они живы…». Можно предполагать, что в этой цитате и заключается разгадка данного похороненному здесь лицу прозвища «Шах-и-Зинда», так как по некоторым известиям Куссам погиб в борьбе за веру. Весьма вероятно, что здесь еще до ислама находилась чья-нибудь могила, почитавшаяся местным населением, и что культ этой могилы перенесен на мусульманского святого. Уже в XII в. около могилы Куссама хоронили лиц, пользовавшихся особым уважением. Впервые подробное описание мавзолея Куссама дает арабский путешественник Ибн-Баттута, посетивший Самарканд в 30-х годах XIV в. Из его описания мавзолея Куссама, постройку которого он относит к домонгольскому периоду, видно, что здание в то время по своему убранству значительно превосходило современный мавзолей. Гробница Куссам ибн Аббаса, отгороженная от дворика резной деревянной решеткой, облицована изразцами с арабскими надписями.
В целом архитектурный ансамбль Самарканда - некрополь Шах-и-Зинда, состоящий из одиннадцати мавзолеев, представляет собой уникальный музей глазурованного декора XIV-XV веков. Здесь можно найти и поливную резную терракоту, и прекрасные образцы наборной мозаики, и крупную мозаику из поливных кирпичей. По тонкости, изяществу и разнообразию форм ни один архитектурный памятник Самарканда не может сравниться с мавзолеями Шах-и-Зинда.
Источник
Самарканд. Кладбище Шах-и-Зинда. Мавзолей.
Самарканд. Кладбище Шах-и-Зинда. Мавзолей Туркан-ака. 14 век.
Самарканд. Кладбище Шах-и-Зинда. Мавзолей Туркан-ака. 14 век. Деталь облицовки.
Самарканд. Кладбище Шах-и-Зинда. Мавзолей эмира Бурундука. Интерьер.
Самарканд. Кладбище Шах-и-Зинда. Мавзолей Кусам-ибн-Аббаса. Майоликовое надгробие. 14 век.
Самарканд. Мечеть Биби-Ханым. 14-15 вв.
Строительство мечети было начато в 1399 году, после победоносного похода Тимура в Индию. Мечеть строилась в течении пяти лет. Сооружение было завершено в 1404 году. По замыслу Тимура мечеть Биби-Ханым должна была затмить все виденное им в других землях. К участию в строительстве были привлечены: зодчие, художники, мастера и ремесленники из многих стран Востока. Двести камнетесов из Азербайджана, Фарса, Индостана и других стран работали в самой мечети, а пятьсот рабочих в горах близ Пенджикента трудились над добычей и обтесыванием камня и отправкой его в Самарканд. Мастера и ремесленники, согнанные и собранные со всех концов мира, вносили в строительство свой творческий опыт и традиции.
Стройка не была еще закончена, когда Тимур вновь отправился в один из своих походов. Вернувшись в свою столицу, он тут же поехал посмотреть на новую мечеть. Грандиозные здания занимали прямоугольный двор размером 130х102 метра. На западной стороне его возвышалась главная мечеть, на северной и южной стояли малые мечети. Обширный внутренний двор был выстлан мраморными плитами и обнесен крытой галереей для богомольцев. Вход во двор был оформлен в виде высокого портала с двумя круглыми минаретами. достигавшими пятидесяти метров высоты. Фасад соборной мечети был также украшен величественным порталом с двумя минаретами. Стены всех помещений снаружи были богато декорированы разноцветными глазурованными кирпичами, образовывавшими прихотливый геометрический орнамент и религиозные изречения.
Мавзолей Биби-Ханым служил, по-видимому, усыпальницей для женщин из династии тимуридов. По свидетельству Клавихо, первой была похоронена мать Биби-Ханым. Сведения о погребенной самой Биби--Ханым (Сарай-Мульк-Ханым) нет, хотя народное предание называет это здание мавзолеем Биби-Ханым.
Время сурово обошлось с соборной мечетью Биби-Ханым. Здания ее начали разрушаться еще при жизни Тимура, а ныне от нее остались, по существу, лишь величественные развалины. Но и они производят неизгладимое впечатление.
С 1968 года начаты большие работы по консервации и сохранению всего комплекса построек Биби-Ханым.
ИсточникРеставрационные работы до сих пор не закончены.
Самарканд. Мечеть Биби-Ханым. 14-15 вв.
Самарканд. Мечеть Биби-Ханым. 14-15 вв.
Самарканд. Мавзолей Гур-Эмир. Нач.15 в.
Мавзолей Гур-ЭмирА в мавзолее сем покоится сам Темур (Тамерлан), могилу которого рано утром 19 июня 1941 года вскрыли советские археологи. А через три дня... Говорили им старые люди, что это делать ни в коем случае нельзя...
Самарканд. Площадь Регистан. 15-17 вв.
Самарканд. Медресе Шир-дор. 17 в.
Самарканд. Медресе Тилля-Кари. 17 в. Двор.
Площадь Регистан - Медресе Шир-дор - Медресе Тилля-Кари Есть у меня ещё немного Средней Азии. Это кому-нибудь интересно? А то это совсем не моя тема:)