Оригинал взят у
archistorik в
Арка у Арбатских воротДела давно минувших дней…преданья старины глубокой!
1. Жил-был художник один
Был такой художник Федор Алексеев, который на рубеже XVIII - XIX веков запечатлел на своих картинах виды Москвы. Выпускник Академии художеств, он изучал старинную русскую архитектуру и рисовал детальные этюды с натуры. В Москве он работал много лет. Здесь художник создал ряд картин и множество акварелей с видами московских улиц, монастырей, предместий и, конечно - разнообразные изображения Кремля.
Для примера - одна из картин Ф.Алексеева: Вид от Лубянки на Владимирские ворота
Ф.Алексеев создал свою команду, среди его учеников были С.Щедрин и М.Воробьев. Его работы сегодня являются уникальным историческим материалом. Он был одним из первых и чуть ли не единственным художником, который отобразил в своих работах не сановников и вельмож, а городской пейзаж.
И в ниши дни каждая его работа «на вес золота». Ведь первая фотография появилась значительно позднее. Как выглядела Москва в начале XIX века, как выглядели улицы и дома, как выглядели прохожие на улицах - все это мы сегодня можем узнать, рассматривая акварели и картины мастерской Ф.Алексеева. Его картины - это не только виды города, но еще и поэзия повседневной городской жизни.
2. Фотография, которая меня заинтересовала
Вот очень интересная акварельная работа, названа - Церковь Тихона Чудотворца у Арбатских ворот. Именно она недавно привлекла мое внимание.
Главная его составляющая -
это Арка перехода от дворца Головкина к церкви Тихона у Арбатских ворот.
На этом рисунке интересно буквально все. Слева стена и трехэтажное здание, дворец Головкина. На уровне второго этажа устроен переход в церковь, опирающийся на арку. Справа находится целый комплекс сооружений церкви. «Двойная церковь», и ближе к зрителю трапезная с интересной «распластанной бочкой» крыши, и трехъярусная колокольня. Первый ярус колокольни - это входное крыльцо, к которому ведут ступени с улицы. Интересная ограда церкви со столбиками и шарами наверху.
Как будто - все ясно. Церковь - настоящее сооружение XVII века, с трапезной и колокольней. Небольшая деталь - церковь относится к редкой компоновке двойной церкви. То есть две церкви рядом. Пропорции колокольни художник несколько вытянул по вертикали, но это не мешает созерцанию памятника архитектуры.
3. Карты и планы прошлых веков
Теперь посмотрим все это на исторических картах.
План императорского столичного города Москвы.
Еще стоят стены Белого города и Арбатские ворота,
к которым от Кремля ведут сразу две улицы, Воздвиженка и Знаменка.
Арбатские ворота и церковь с аркой как раз в центре фрагмента:
Карта создана в Московской губернской межевой канцелярии в 1760 - 1770х гг.
под руководством инженер-майора Петра Горихвостова.
На карте акцентированы только самые важные сооружения XVIII века.
Площадь Арбатских ворот образовалась в результате сноса стен Белого города.
И создания на их месте системы бульваров, будущего Бульварного кольца Москвы.
Карта 1796 года. Пересечением осей я указал место церкви.
И фрагмент карты 1768 года в более крупном масштабе:
План хорош тем, что видны стены Белого города и Арбатские ворота,
доживающие последние годы.
А теперь давайте внимательно посмотрим на планы. В наши дни, когда всех этих сооружений давно и след простыл, только планы помогут понять место размещения и дворца Головкина и церкви, и соединяющей их шикарной арки-перехода.
План усадьбы Головкина и церкви на Арбатской площади. 1779 г.
План показывает и дворец, и «двойную церковь», и арку, их соединяющую
4. Детали акварельного рисунка
Церковь представляла собой хороший образец архитектуры XVII века. Давайте тоже посмотрим на нее внимательно.
Ведь если бы она дожила до нашего времени, то была бы включена в том Памятников архитектуры Москвы. Но судьба у нее другая, и она - не дожила «дважды».
Но об этом чуть ниже.
Самая интересная часть фотографии, на мой взгляд - это АРКА:
Арка, повторюсь, несла переход от дворца Головкина к церкви. Кто там сидит наверху и чем занят - разглядеть сложно, да и не это главное. Главное - это вид на Кремль, открывшийся в арке. Думаю, что именно это обстоятельство привлекло художника, он установил свой мольберт и принялся за работу. Я могу в деталях представить себе все сложности этой работы, когда его постоянно отвлекали прохожие и дети, они стояли сбоку, разглядывали и комментировали его работу. Сам был в такой ситуации не раз. Прошли века, а поведение прохожих и детей не изменилось.
Впереди открывается вид на дома и дворы, которые издали и действительно представляют собой своеобразный проход. Хотя, если мы вновь обратимся к карте - то увидим, что улицы впереди нет. Есть цепочка дворов, и не более того -
Все детали древнерусской архитектуры здесь присутствуют. И купола, покрытые разноцветной черепицей, и барабаны с характерным рисунком, и закомары самой церкви.
Арки первого яруса колокольни опираются на своеобразные «кувшиноподобные» элементы. Очень часто встречается в архитектуре XVII века.
И вновь возвращаюсь к Федору Алексееву, художнику, который с 1800 по 1812 год рисовал Москву. Чаще всего он рисовал с натуры акварели, а потом уже в Петербурге создавал гравюры и картины маслом. Выполненные художником и его учениками работы составляют бесценный вклад в историю московского пейзажа. Они запечатлели Москву в том виде, как ее застал 1812 год. Нарисовали «допожарную» Москву. Рассказывать о замечательном художнике можно долго. Он прожил большую жизнь, создал огромное количество картин, на которых изображены десятки городов мира, и умер в глубокой бедности, как и положено у нас настоящему художнику. Но это отдельная тема и желающие могут найти много материалов в литературе по искусству.
5. Продолжение этой удивительной истории
Теперь несколько слов о том, почему я назвал церковь «исчезнувшей два раза». Первый раз она пострадала в пожарах 1812 года. Затем ее «восстановили», но уже в совсем другом виде:
Вид церкви с Арбатской площади, фотография из альбома Найденова, 1860-е гг.
Получилось абсолютно новое здание в формах «позднего ампира», в котором невозможно узнать былую красоту древнерусской архитектуры. В общем - перестроили, в духе «поновления», который так любили церковные власти во все времена.
Фрагмент круговой панорамы Арбатской площади, 1901-1905 гг.
Узнать церковь можно только по тому, что она «сдвоенная»
и теперь ее завершают два однотипных сферических покрытий.
Ни дворца Головкина, ни арки уже давно нет и в помине.
Арбатская площадь, 1924-1929 гг.
Вначале ХХ века Арбатская площадь приобрела новый характер -
бульвары, трамваи, на месте дворца Головкина появился огромный крытый рынок,
а рядом с ним будущий кинотеатр «Художественный»
Будущий кинотеатр «Художественный» и Арбатский рынок. Фото: А.Грановский, 1934 г.
(церковь осталась справа за кадром, а может быть - ее уже нет)Потонувшая в новой застройке и полностью перестроенная церковь - к тому времени невзрачная постройка, в 1934 (?) году была снесена. Так завершило свой сложный путь изначально красивое здание - древнерусская пятиглавая церковь с аркой-переходом, располагавшаяся прямо возле Арбатских ворот Белого города, с которой я начал свой рассказ.
…………………………………………………………
- Рисунок церкви с аркой я встретил на сайте Фотографий прошлого -
https://pastvu.com/ Конечно, я видел много работ Ф.Алексеева, но рисунок на сайте поразил меня своей географической привязкой к местности. Так вот, где это нарисовано!
Очень неожиданно оказалось, что рисунок разместил мой друг по Живому Журналу, скрывающийся под именем «Старый цвет» -
http://oldcolor.livejournal.com/ - да еще и подобрал интересные материалы, доказывающие место размещения объекта на карте.
- Все карты и планы - с сайта
http://www.retromap.ru/