Тут по телевизору сообщили о пользе сбора макулатуры. И даже месячник сбора вторсырья объявили.
А как с макулатурой обстояло дело в советское время?
Несколько лет назад, разбираясь в столе, нашёл вот это:
Если кто не в курсе, то это абонементы на право покупки соответствующей дифцитной книги за сданную макулатуру. Чтобы получить это высокое право, сдать надо было 20 кг (соответственно, на трёхтомник, например, А. Дюма "10 лет спустя" - 60 кг).
Началась вся эта эпопея под девизом: "Убей бобра Сдай 20 кг макулатуры - спаси дерево" в 1974 году с двух книг "всех времён и народов": "Королевы Марго" А. Дюма и "Женщины в белом" У. Коллинза.
Изначально талоны были другой формы: название книг на них не указывалось, они были достоинством в 5, 10 и 20 кг. разного цвета. Чтобы приобрести желанное произведение литературы мало было сдать 20 кг. Но надо было ещё разномастные талоны поменять на один - 20-ти килограммовый. А вот они-то в наличие были далеко не всегда. После этого необходимо было ловить момент, когда вожделенную книгу "выбросят" на прилавок в соответствующем отделе книжного магазина (далеко не во всех магазинах были такие отделы). А это не всегда удавалось. Например, "Королева Марго" так и прошла мимо меня...
Внешний вид талонов время от времени менялся. У них был строгий срок действия. У талонов, которые вы видите здесь в качестве иллюстрации, срок действия закончился 01 апреля 1987 г. Если не ошибаюсь, это талоны самой последней серии. В конце 80-х "макулатурное движение" прекратило своё существование.
Талоны пытались приравнять к ценным бумагам. Они были строго номерные, а на обратной стороне у них имелась надпись: "Подделка абонемента карается законом"!
Почему я не выкупил книги (и даже не досдал необходимые килограммы) по этим абонементам я уже не помню, но скорее всего, нормальные книги (а не только с.с. т.т. Брежнева и Суслова) стали более-менее свободно появляться на прилавках магазинов и необходимость в сдаче вторсырья отпала.
Очереди на сдачу макулатуры были колоссальные.
Возле дома у меня было два таких пункта.
Один во дворе дома № 3 по Нижнему Кисельному переулку
Фото кон. 1990-х гг. Ilya Keytelgisser. Вон там слева арка виднеется перед вывеской.
А другой во дворе дома № 18 по Неглинной улице
Фото 1890-х гг. «Линейка» во дворе дома Ечкиных (двор дома № 18 по Неглинной улице).
Вот спустя 80 лет примерно здесь пункт приёма вторсырья и располагался.
Если не ошибаюсь, как раз здесь:
Фото 1990-х гг. А. Можаева.
Этот же дворик:
Фото 1990-х гг. А. Можаева.
Место в целом атмосферное было. Большая цепь проходных дворов между Неглинной, Рождественкой и Трубной площадью.
Сейчас этих дворов нет, всё снесено и построено новое.
Но вернёмся к макулатуре!
Так вот самым лучшим пунктом были не эти два, а тот, что находился в Вознесенском переулке близ Большой Никитской. Здесь чаще всего в наличие были абонементы на наиболее дефицитные издания.
Фото 1980 г. Вот он там слева был, там где Москвич стоит.
Записываться (чтобы сдать макулатуру) порой приходилось с вечера. Активисты всю ночь поочерёдно стерегли списки.
И хотя за каждый килограмм сданной макулатуры помимо талонов и абонементов полагалось получить 2 копейки, я ни разу не упомню случая, чтобы их кому-нибудь выплатили.
А сколько хорошего и прекрасного (помимо макулатуры как таковой) ушло в обмен на "дефицитную макулатуру". Когда я об этом вспоминаю, мне себя - малолетнего дурака - прибить хочется... Вам не скажу, а то вдруг и у вас такое желание появится.
Я и подумал, а что если сейчас за сданную макулатуру выдавать талоны на покупку новых айфонов! Очереди не меньше буду, чем за книгами в 70-80 :)
Заодно и лес сохраннее будет.