Не то чтобы "кризис веры", но по итогам сурового еврейского курса о мистицизме - некоторые сомнения

Feb 16, 2014 20:27


Ладно, пока по итогам обсуждений в предыдущем посте мне не начали приписывать питание кровью христианских младенцев на завтрак (просто на всякий случай: нет, не в моём вкусе, я в последнее время на бутербродах предпочитаю классические американские peanut butter & jelly, гыгыгы) - давайте потрындим уже не столько об "идейных" делах, сколько о "высокодуховных". Зашла тут речь в комментах о курсе, который я в данный момент изучаю на горячо любимой Курсере. И хоть я и не люблю рассказывать о своих делах до их завершения - ну, тут я хотя бы минимальную необходимую для успешного окончания курса норму уже сделала, так что можно и пообщаться про это.

Да, спорить не буду, подача материала периодически вызывает вопросы - народ вон в комментах уже замечал, что в плане мистического опыта не всё и не всегда сводится к банальному психоанализу, например - но в конце концов, уже сама попытка рассматривать этих авторов с научно-исторической точки зрения заслуживает немало уважения. А ещё больше уважения заслуживает проведение параллелей между различными течениями и прочистка мозгов пониманием того, что многое из того, что мы считаем уникальным для себя и своего уютного дискурса, уже звучало в стенах старых культовых заведений, пусть и не всегда громко.

Немалый культурный шок, например, я испытала на прошлой неделе, где рассматривалось такое восточнохристианское мистическое течение, как исихазм. Анализируя труды Феофана Затворника и его последователей, я не могла отделаться от ощущения, что где-то я уже всё это читала. Вот только замените "Божью благодать" на "личный контакт с Дьяволом", а "грех как упор на собственные эгоистические потребности и социальный конформизм" на "чел-овеческие недостойные мелочные устремления", Иисусову молитву на пафосные церемониальные воззвания - и получите отечественного средней экзальтированности типа-сатаниста, ага. Причём если этот типа-сатанист ещё и трёт за Нацию и Дух Народа - он в этом будет не менее вторичен, ибо не то что христиане - ещё иудеи-сионисты столетней давности выводили весьма схожие концепции!

До чего же разительный контраст с (ИМХО) действительно иным мировоззрением, не очень удачно определяемым как ПЛР, в котором человек идёт по пути не пассивного снискания "благодати", но активного становления божеством, хотя бы лично для себя. Опять же, повторюсь, точное определение тяжело сделать. Но тот же ЛаВей был стократ ближе к пониманию и чувствованию этих вещей, чем любой вдохновенный скавроид или какой-нибудь новомодный "люциферианин".

И вот по итогам мне начинает видеться... ну, как бы так помягче сказать - что где-то меня, пардон, поимели. И не только меня, многих других, подобных мне, в том числе. Пользуясь недостаточной эрудированностью публики на постсоветском пространстве, удобно фильтровали информацию - "христианство сводится к отбиванию поклонов в церкви и поклонению крашеным доскам, в иудаизме и Каббале нет вообще ничего хорошего, потому что там жЫды и монобог"... и в итоге немалый культурологический пласт просто проходит мимо как "не заслуживающий внимания по умолчанию". Хотя в любом религиозном культе всегда есть как экзотерическая, так и эзотерическая часть. Да, и даже в старых языческих верованиях, не говоря уже о современных "мировых религиях". Кого-то волнует не более чем "какому богу или святому принести жертвы для хорошего урожая", кого-то - "душевная трансформация", чо.

И в итоге народ в лучшем случае изобретает велосипеды, преподнося их как что-то уникальное ("только у нас, в нашей уютненькой колдунской практике - реальный жесткач, не то что в этой вашей церкви/синагоге!"), в остальных случаях - нахватавшись в окрестной ноосфере культурных мемов тащит в "мрачный" дискурс худшее из подобных течений, игнорируя полезные практические моменты. То-то мне на чисто интуитивном уровне никогда не нравились все эти тёрки про "пока ты не победил в Страшной Войне со своим Чел-овеческим, не отринул полностью прах прошлого и не Протемнился, ты быдло и дерьмо"! Ибо подход монорелигий в чистом виде, даже если в мистическом их проявлении. Можно, конечно, счесть, что  "и в навозной куче бывают жемчужины", в смысле, "ну вот, и под прикрытием монорелигий смогли пробиться какие-то годные ростки" - но я в первую очередь сочла бы таковыми именно набор практик, а не мозговых слизней идеологии. И уж точно поостерегусь орать о "всеобъемлющей Тёмной Традиции" в подобном ключе.

Нет, это не значит, что я срочно побегу креститься или проходить гиюр - ибо, скажем так, идеологически у меня действительно будут уж очень "еретические" по отношению даже к самым антиномианским течениям взгляды. Меня другие вещи волнуют - во-первых, реально рабочие практические техники, которые можно адаптировать практически под любое вероисповедание и мировоззрение, а во-вторых - мировоззренческие идиомы, которые мы впитываем едва ли не с молоком матери в нашем культурном бэкграунде, и которые так или иначе продолжают на нас влиять, даже если мы на словах усиленно им сопротивляемся. Моя цель - осознанное бытие. Под "осознанием" понимается в том числе и недопущение переопределения моего личного намерения подобными культурными паразитами, чтобы не считать, что "это единственный путь, а как ещё-то", и уж тем более не считать это своим собственным мнением - но в то же время не чураться годного, проплывающего мимо по ноосфере. А для этого надо хотя бы быть в курсе всех этих вещей, исторически, мировоззренчески и, не побоюсь этого слова, магически.

Так и живём, камраден. Эрудиция - лучшее лекарство против попыток манипуляции. И по такому случаю - эрудиции и люциферианского духа Познания всем, "и побольше, побольше!"

books, dark, mystic, satan

Previous post Next post
Up