Уже больше месяца прошло, как Счетная палата обнародовала итоги проверки ОАО «РОСНАНО». Судя по тону и содержанию комментариев в СМИ и соцсетях, многим людям до сих пор неясно: а) в чем конкретно состоит суть главных претензий аудиторов; б) какие из выводов СП мы готовы аргументированно, с цифрами наперевес, оспорить.
Под катом -
1. Инвестиции в зарубежные проекты. Счетная палата говорит, что нет документов, подтверждающих эффективность инвестирования 47 млрд рублей в наши зарубежные компании. Мы такие документы аудиторам показывали. Наши иностранные партнёры обязались вложить в российские проекты 73,4 млрд. рублей. Из них на 31 декабря 2012 года уже перечислено более 23 млрд рублей. А по состоянию на сегодня еще около 2,5 млрд рублей. К сожалению, в отчете Счетной палаты это отражения не нашло, хотя важность трансфера технологий аудиторы поняли. Спасибо и на этом.
2. Нецелевое вложение средств в проекте РусХимБио. Мы создали в России эффективную систему по доставке и хранению химических реактивов, биологических препаратов, материалов и оборудования. До его появления доставки реактивов в России можно было ждать по полгода. И 20 писем благодарности и поддержки от институтов РАН, РАМН и инновационных компаний - прямое подтверждение его необходимости для науки. Кстати, мы уже вышли из проекта с очень хорошей доходностью, и проект сейчас развивается самостоятельно.
3. Интеллектуальные активы. Счетная палата пишет, что их оценка завышена. А вот PricewaterhouseCoopers, например, считает иначе! При оценке интеллектуальной собственности мы руководствуемся только двумя вещами: законом об оценочной деятельности и заключениями компаний-экспертов в этой сфере. В РОСНАНО такая оценка регламентируется строгой процедурой. И к ней у Счетной палаты претензий нет.
4. «РОСНАНО реструктурировало задолженности, что позволяло отсрочить банкротство компаний и скрыть их реальные финансовые результаты», написано в отчете. Да, в ряде наших компаний иногда возникают сложные финансовые ситуации на стадии становления нового бизнеса. Мы должны их банкротить? Нет. Мы спасаем проекты, развиваем компании и увеличиваем их стоимость.
5. Завышенные зарплаты. В отчете написано, что за время работы компании средние зарплаты выросли более чем в 20 раз. При этом сравнивается уровень 2007 года, когда компания только появилась, и сегодняшний, когда мы провели серьезные сокращения персонала и, естественно, оставили самых профессиональных. Я отлично знаю уровень зарплат в коммерческих банках и инвестиционных фондах. Уровень оплаты труда в РОСНАНО завышенным не считаю. Если мы его понизим, то профессионалы просто уйдут в другие компании. Одновременно мы снижаем административно-хозяйственные расходы. Если в 2011 году в РОСНАНО работало 430 человек, то в 2012 осталось 320. Сейчас в компании чуть больше 200 сотрудников. По соотношению этих затрат к объёму средств под управлением мы стараемся приблизиться к ведущим мировым инвестиционным фондам.
6. Якобы уже полученные нами убытки в размере 24 млрд. рублей. Еще раз хотел бы подчеркнуть, что реальный убыток составил 2,5 млрд. рублей - это в основном проценты по займам и облигациям, а 21,8 млрд. рублей - это средства, зарезервированные под возможное снижение стоимости проектов вследствие инвестиционных рисков. Кстати, Президент России во время «прямой линии» 25 апреля 2013 года, отметил эту разницу в терминологии, но аудиторы с ним почему-то разошлись во мнении.
Click to view