11 октября я ступил на Иранскую землю. Привет, Астара!
Небольшой портовый город в этот день встречал Ашуру. Толпы людей ходят по улицами, где-то в центре бьют в барабаны и мулла читает навзрыд проповедь об Имаме Хусейне. Люди ритмично хлопают себя по грудной клетке, некоторые выходят в центр улицы и под ритм барабанов и музыки хлестают себя ритуальными цепочками по спине.
Огромная толпа! Возглавляет ее сильные мужчины, которые на своих руках несут большую металлическую конструкцию: на ней изображены боевые шлемы и мечи. Это символ тех воинов, которые храбро сражались с Имамом Хусейном до смерти.
Интересно, что на улицы выходят действительно верующие люди.Участие во всем этом не обязательное, это официальный выходной у иранцев, нет никакого принуждения со стороны начальства поддерживать такую религиозную традицию.
Самое время рассказать немного о Хусейне ибн Али. Жил в 7 веке нашей эры, внук пророка Мухаммада. Когда Муавии I передал титул халифа своему сыну Язиду, тем самым превратив халифат (мусульманскую общину) в монархию, Хусейн отказался давать новому вождю присягу в верности. Он был не один кто воспротивился этому, многие жители города Куфы (находится на территории современного Ирака) подняли восстание и поклялись Имаму Хусейну в верности.
Язид, узнав об этом, назначил в город жестокого управителя и многие люди из-за страха перед ним предали Хусейна.
Сражение между силами Язида и Хусейна произошли при Кербеле. Войска халифа превышали войско Хусейна во много раз и он и множество его воинов и членов семьи погибли при этом сражении.
В наше время мусульмане шииты проводят специальные траурные церемонии в честь памяти о битве при Кербеле.
Причины, по которому это событие и личность самого Хусейна является столь значимыми для шиитов, мне показались следующими:
1) В книге "Скорби Кербелы", которую мне подарили мусульмане в Дербенте, я прочитал, что Хусейну с самого рождения была предначертана мученическая смерть от неправедного Язида. И его семья и близкие с детства говорили ему об этом, а он мученические не противился воле Аллаха и шел на верную смерть.
То есть некий мотив мученичества и богоизбранности в жизни Имама.
В книге есть эпизод, когда Хусейн направляется в сторону Кербелы в один день отворяются небеса и тысячи ангелов во главе с Джабриилом в великой скорби предлагают ему разразить в гневе всех врагов и спасти внука пророка от верной смерти, но Хусейн тверд и намерен исполнить волю Бога до конца.
2) Много общался с местными жителями по этому вопросу. Часто можно услышать такой ответ: "Имам Хусейн спас ислам от искажения со стороны Язида"
Как бы то ни было, для шиитов память о мученической гибели Хусейна при Кербеле является очень важной и многие люди сильно эмоционально переживают события тех далеких дней: не редко улицах можно увидеть рыдающих мужчин и женщин.
Целый день я гулял по городу и старался почувствовать настоящую жизнь иранцев. Многие люди угощали меня едой, за мной очень скоро увязалась толпа мальчишек и стала вопрошать меня десятками голосов "Хау а ю, мистер!". Познакомился с англоговорящей молодежью, мы много общались о жизни в наших странах, о культуре, религии. Все было очень интересно. Человек по имени Фаршад, увидев меня, белого мистера с рюкзаком на плечах, пригласил к себе в гости, он оказался активным каучсерфером. День был прекрасен. Правда, раз 5 полиция проверяла документы, но это редкость для Ирана, был просто особый день, много толпы на улицах и с мыслью "как бы чего не случилась", полиция проявляла ко мне повышенное внимание.
А вот и фото:
Следующий пункт моей поездки - горная деревня Массуле.