Я давно настаиваю, что
трансгуманизм - это не мировоззрение, а идея. И когда я называл себя трансгуманистом, я имел в виду, что я полностью разделяю эту идею и не более того. Не зря я поставил мой трансгуанизм в один ряд с моим атеизмом и моим же эволюционизмом.
Но, как я убедился уже давно, трансгуманизм успешно превращён в некое учение и даже религию. Превращён путём прикручивания к исходной идее понятий сингулярности и постчеловека, к которым должен стремится каждый трансгуманист. А ещё через идею шока будущего притянута идея приближения этой са мой сингулярности путём организованного снижения шока будущего в обществе.
Всё это мне кое-что здорово напоминает. Напоминает христианскую идею о спасении. Мол: будешь вести правильный образ жизни - попадёшь в рай, нет - в ад. Ну или идею Страшного Суда оттуда же: он неминуемо грядёт и каждому воздастся по делам его. Сингулярность обязательно будет и тогда посмотрим, кто вечно будет жить в постчеловеческом теле, а кто пойдёт на корм червям. Отсюда и деление мира на праведных трансгуманистов и грешников-смертников.
В связи с этим обращает на себя внимание риторика некоторых трансгуманистов, которые временами стремятся назвать действия других трансгуманистов, не направленные на достижение сингулярности, но всё равно полезные и интересные, растратой времени. Всё правильно, верующий трансгуманист должен молиться, поститься и слушать радио радонеж пропагандировать идею бессмертия и читать новости о достижениях технологии.
Это религия. И эта религия мне совершенно не нравится. Потому, что у неё в догматах нет кое-чего, что всё же вызывает моё уважение к другим религиям: этическое учение. Пресловутое "не убий" и "возлюби ближнего как самого себя". То есть всегда можно заявить, что оно подразумевается, но на практике этот вопрос обойдён стороной и каждый прикручивает к трансгуманизму ту этику что ему вздумается. И этим даже гордятся не смотря на то, что оно приводит к скоплению вокруг идеи бессмертия абсолютно аморальных персонажей.
Поэтому меня трансгуманизм как религия не устраивает. В мире есть куда более симпатичные религии, большинство из которых давно избавилось от деления мира на праведных и грешников. Ну, кроме всяких тоталитарных сект типа РПЦ. И устраивает не только как система, лишённая нравственности, но и из-за всё той же активной эстахологии, которая ставит жизнь "после сингулярности" гораздо выше жизни "до сингулярности".
Если всё же прикручивать к чисто философской идее трансгуманизма что-то, то это должна быть не цель, а некие принципы. Тот же светский гуманизм в соединении с идее о максимальной реализации человека в "досингулярной" жизни. Интересны в этом плане нью-эйджевские идеи "ты-Бог" в том плане, что у человека в реальности нет никаких преград в том, что бы стать счастливым. Я, собственно, и пришёл в трансгуманизм из эзотерики, что бы найти реально действующие способы изменять себя кроме как верить во "внутренний свет" и "всемирный разум". Так что заклинания о экспоненциальном росте на меня не действуют: мир меняют реальные технологии и культура людей. И не нужно мне жить при сингулярности, что бы быть счастливым. Я хочу быть счастлив сейчас, в "смертной" жизни. Я не против бессмертия и сингулярности. Просто изменение к лучшему сейчас своей жизни для меня намного важнее. Я люблю меняться и достигать нового и это делаю своим главным принципом жизни. А ещё доброту.
Кстати о духовных ценностях, в отличии от большинства трансгуманистов я не противопоставляю себя ни светскому гуманизму, ни христианской этике и культуре. Я просто не имею привычки высекать море. Мы все продукт западного светского учения о правах человека. Равно как и все мы продукт христианской этики и христианской культуры. Только модифицирую эти установки так, как считаю нужным. Вполне по-трансгуманистически.
Впрочем, наверное, это уже не следует называть трансгуманизмом. Ну или называть "протестантским трансгуманизмом" или "дзен-трансгуманизмом" :)