Большой пост об эволюционизме

Nov 17, 2011 18:28

    Некоторое время назад я анонсировал пост о эволюционистском взгляде на трансгуманизм. К сожалению, эта тема оказалась слишком обширной не только для одного поста, но и для одной статьи. Но сдаваться я не собираюсь и пока публикую часть моих выкладок, посвящённую непосредственно биологической эволюции и тому, как в результате неё появился разум. Это, так сказать, основа для последующей эволюции культурной, результатом которой явился , в частности трансгуманизм.

Я не только трансгуманист. Я ещё и убеждённый эволюционист. То есть я убеждён, что всё, что существует на земле является результатом процесса самоорганизации материи в условиях диссипативной системы. Наиболее активно процессы самоорганизации протекают в органической материи. Результатом этого является биологическая эволюция, продуктом которой является человек. С точки зрения термодинамики процесс самоорганизации представляет собой уменьшение энтропии в одной части системы за счёт увеличения её в другой части.Таким образом жизнь постоянно становится всё более сложной и упорядоченной, а внешняя среда становится всё более хаотической и полной отходов. Но в неупорядоченности и отходах снова возникает самоорганизация и т.д.
      Этот момент следует отметить отдельно. Есть сама система и есть некая внешняя среда, по какой либо причине (обычно из-за отсутствия необходимых условий) ( космическое пространство, глубинные впадины, атмосфера, необитаемая суша, недра земли) в которую система вместе  с невостребованными массой и энергией «сплавляет» излишнюю энтропию. При этом в ней изменяются условия. Они не обязательно становятся такими же, как в системе, хотя это желательно. Главное, что бы элементы системы (в данном случае организмы) могли существовать в ней. И тогда граница системы «расслаивается». У системы появляются две части, одна из которых является внешней по отношению к другой и в то же время имеет собственную внешнюю среду. Характерным примером такой внешней части системы являются падальщики и разлагающие органику бактерии. При этом нельзя сказать, что бы внутренняя часть системы так уж сильно вредила внешней своими выбросами энтропии, поскольку внешняя и возникла только благодаря диссипации.
     Логичным способом повышения  упорядоченности и эффективности биологических систем является развитие управляющей системы для боле эффективной обратной связью со средой. В результате этого развивается нервная система. Постепенно становится всё сложнее её центральная часть. Вместо простейших реакций развиваются системы анализа. Возникает сознание. Вместе с тем, организмы, как продукт неравновесной термодинамики не могут существовать в одиночку. Они всегда существуют в виде популяции определённой плотности. Причём характерной особенностью такой сложной системы как биологическая жизнь является высокая степень сложности и разнообразия связей между элементами. Причём связи между элементами являются одним из основных ресурсов. Как следствие, для каждого организма выгодно иметь как можно более многочисленные и эффективные связи. И, поскольку, образование связей так же подчиняется механизму самоорганизации, "эффективные" в данном случае означает не "простые" а "сложные". То есть для популяции организмов в, конечном итоге, выгодно иметь как можно более сложную систему анализа внешних условий и систему коммуникации, насколько позволяют внешние условия.
      При этом следует учитывать, что система управления, находится как минимум на четвёртом уровне организации живой материи и то, что новая информация в такой системе возникает только с помощью генетического механизма - то есть генерации случайной информации с её последующим отбором внешними лимитирующими факторами и запоминанием наиболее удачных вариантов. Первым уровнем такого отбора является клетка. Мутации в ДНК, прежде всего, влияют на структуру самой клетки. И только в случае, если с точки зрения клетки варианты удачны, возможен отбор на более высоком уровне.
     На втором уровне находятся ткани и органы и кроме отсева произошедшего на уровне клетки происходит отбор на уровне функционирования органов и тканей.  На третьем уровне находится функционирование организма в целом - то, как все эти ткани и органы взаимодействуют между собой. И только на четвёртом уровне происходит взаимодействие организма с окружающей средой. И именно здесь происходит отбор механизмов управления. Нужно так же заметить, что на втором и третьем уровнях так же происходит запоминание информации. Характерный пример - накачанные мышцы. Это чисто фенотипические приспособления и практически не передаются потомству. Однако они влияют на более высокие уровни. Нужно заметить, что происходит и обратное влияние - более высокие уровни влияют на более низкие. Происходит коэволюция. Коэволюция является одной из важнейших особенностей биосферы: в ней ничто не развивается отдельно без связи с окружающей средой и другими элементами.
   В этом плане особенно важно то, что выше уровня взаимодействия организма с окружающей средой лежат другие уровни. Пятый - уровень организации популяции. Шестой - уровень организации биома и седьмой - уровень организации биосферы. Такое деление чисто условно и возможны другие его варианты. Здесь важно другое - существование этих уровней означает, что уровень взаимодействия организма со средой лимитируется не только коэволюцией "снизу" но и "сверху". И это всё при том, что непрерывное накопление информации происходит только ДНК, РНК итд. То есть на самом низком уровне. Что в свою очередь означает, что "шаг" эволюции всех уровней системы - поколение.
     Собственно, для трансгуманизма из всего вышеперечисленного важен следующий вывод: в биосфере в процессе эволюции усложнение нервной (и шире, управляющей) системы происходит неизбежно, но крайне медленно и происходит на основании генетического механизма производства новой информации и определяется коэволюцией всей биосферы.
    То есть появление разума шло "черепашьим шагом" но не произойти не могло. И вот оно произошло. Что же собственно произошло? Кроме целого ряда условий на всех уровнях организации, без которых ключевое изменение не имело бы смысла произошло  вот что. Управляющая система получила собственный независимый генетический механизм получения и накопления информации. С точки зрения стандартной биосферной модели не произошло ничего особенного: очередные изменения функционирования ЦНС, которые повлияли  на "нижние" и "верхние" уровни в той степени, что всегда.
    Однако сама управляющая система пережила эволюционный скачок сильно изменившись качественно. В результате этого возник новый отдельный механизм взаимодействия организма с окружающей средой - сознание. Нужно отметить, что в этот момент новая система генерации сознания получила несколько мощных инструментов. Главными из них стали руки плюс возможность создавать и использовать инструменты и язык. Первое позволило создать искусственную среду обитания. Второе имело ещё большие последствия. Во-первых оно позволило популяции выйти на более высокий уровень организации, способной взаимодействовать со средой сразу на несколько порядков эффективнее - создать общество. Во-вторых, и это гораздо важнее, оно позволило создать целую искусственную среду для накопления и обработки информации - культуру. Фактически, появилась не просто отдельная система накопления полезной информации, а целая искусственная середа для её накопления. Новый меметический механизм получения информации сам по себе был во много раз быстродейственнее ДНК-накопителя, поскольку позволял оперировать уже не масштабами поколений, а гораздо меньшими временными отрезками. Но на уровне отдельного индивидуума этот процесс не так впечатляет, как культурный процесс общества в целом. Появляется аналог единицы генетической информации - гена. Это единица культурной информации - мем. Причём подвижность мема поражает - он способен свободно копироваться, распространяться, модифицироваться в любых социальных условиях при очень слабой зависимости от колличества людей причём не только «вертикально» от поколения к поколению, но и «горизонтально» между людьми и даже группами людей. Последнее  особенно важно, поскольку совершенно невозможно у других биологических видов. Отдельные популяции многих видов приобретают особые навыки, которые они способны передавать из поколения в поколение, но они никогда не передают их «по-горизонтали» другим популяциям.
       Ещё интереснее последствия того, что новые репликационные, коммуникативные и манипулятивные навыки позволили фактически создать новую среду обитания. Как я уже говорил, каждый уровень организации имеет влияние на все другие уровни. И разум, как эволюционное приспособление направлен на целенаправленное влияние на более высокие уровни организации, по приведённой выше классификации пятый, шестой и седьмой. Фактически происходит «расслоение» диссипативной системы, но не «снаружи» как происходит при освоении биосферой собственных отходов, а изнутри. Фактически, большая часть биосферы становится по отношению к меньшей внешней средой в которой меньшая увеличивает энтропию с целью повысить собственную упорядоченность. Таким образом пресловутое разрушительное влияние человека на природу не является чем-то чужеродным биосфере или разрушающим её. Оно просто создаёт в ней новые условия.

Это начало. Дальше ещё будут публикации по этой теме.

Трансгуманизм, Философия, Мои мысли, Биология, Трансгуманизм с точки зрения эволюциониз

Previous post Next post
Up