Президент Медведев дал Министерству внутренних дел две недели на разработку дополнений к законопроекту «О полиции» - людям Нургалиева велено учесть замечания, десятками тысяч поступившие в ходе всенародного обсуждения проекта. Медведев и сам сформулировал несколько предложений, приказав тому же МВД внести их в текст. МВД послушается, но результат едва ли будет радовать: и к содержанию законопроекта, и к процедуре его формирования и обсуждения есть слишком серьёзные вопросы.
Самый важный из них: почему проект закона, задуманного как основная часть реформы МВД, готовили в самом МВД? Это прекрасно, что проект вынесен на всенародное обсуждение; но почему поступившие отклики обобщало и дополнения к проекту будет делать опять-таки МВД? Спору нет, попытка провести реформу МВД совсем без участия специалистов из самого министерства была бы обречена на провал. Ну а попытка провести эту реформу руками той самой милицейской верхушки, которая и довела до срочной необходимости что-то делать, - она обречена на что?
В публичных дискуссиях по законопроекту его сторонниками выступили исключительно милицейские генералы, нынешние и бывшие. Всем прочим диспутантам проект не очень нравится или очень не нравится, но генералов это не смущает. Главный метод борьбы с численно превосходящим противником прост: генералы уклоняются от дискуссий. Даже на обсуждение в Думе, куда, разумеется, было звано всё руководство МВД, не явился никто - что уж говорить о менее официальных площадках. Едва ли они не хотят публичных споров, потому что боятся проиграть, - уж в своих-то глазах они всегда правы. Не хотят своим участием прибавлять весу и занимательности нападкам на проект - это вернее. И в нежелании слушать речи оппонентов они уже зашли гораздо дальше мирной неявки на дискуссии. Только что на «Рен-ТВ» сняли с эфира уже анонсированный разговор о законопроекте - два выпуска макаровской передачи «Справедливость». Официальная причина запрета программы, которую ведёт не бродяга какой-нибудь, а известный депутат-единоросс, не названа, но тут можно обойтись и без разъяснений. Если кто-нибудь готов выдвинуть вторую правдоподобную версию запрета «Справедливости» - милости прошу.
И пока у авторов проекта всё идёт гладко. Генералы уже проанализировали народные отклики - с ожидаемым результатом: ни за одним принципиальным несогласием с их текстом не признано правоты. Вот, скажем, возражение почти консенсусное: на открытых дискуссиях я не видал одобрения «охраны имущества и объектов по договорам», сохранённой в числе основных направлений деятельности полиции (выше в списке, чем помощь гражданам в защите их прав). На сайте проекта к этому пункту сотни возражений. Как их суммируют аналитики? А вот как: «В этом видится (авторам множества откликов. - А. П.) коммерциализация полиции». Понимаете? нет никакой коммерциализации, она нам лишь мерещится. Далее: среди множества возражений «представлены и прямо противоположные точки зрения». И наконец: «Необходимо учитывать, что деятельность вневедомственной охраны ориентирована на объекты, подлежащие государственной охране, и объекты, подлежащие обязательной охране органами внутренних дел, а также квартиры граждан». Итоговое отстаньте! у аналитиков буквами не написано, но ясно «видится». То же и по большинству других острых проблем: «Основные концептуальные идеи законопроекта у большинства респондентов возражений не встретили». Ещё бы они встретили! своя-то рука владыка.
Подчеркну, что таким манером МВД шлёт лесом не только нечиновных комментаторов своего текста, но и самого президента. Тот ещё в декабрьском указе поручил избавить МВД от непрофильных видов деятельности - у авторов проекта все виды деятельности МВД оказались страшно профильными (пример мы видели). Президент говорит об открытости перед обществом - авторы соглашаются. Мы будем информировать общество - но в порядке, определяемом самим МВД. Мы учиним общественные советы, но рамки их работы будет задавать МВД. Как в старом офицерском анекдоте: можете, господа лейтенанты, носить генеральские лампасы - но в неслужебное время и на кальсонах. Президент говорит об усилении контроля над силами правопорядка - законопроект фактически устраняет все виды внешнего контроля вообще. Президент два года по вершку выжимал милицию из экономики - генералы в проекте одним махом вернули себе все утерянные было полномочия. И Нургалиев продолжает, выслушивая президентские указания, вежливо брать под козырёк.
У меня нет сомнений: идеи, высказанные Медведевым на последнем совещании, генералы учтут так же беспрекословно, как беспрекословно приняли несколько месяцев назад идею переименования в полицию. Есть сомнения, станет ли кому-нибудь от этого лучше. Да, в законе появятся и зачитывание задержанному его прав, и предоставление ему одного телефонного звонка, и прочие благие пожелания президента; но либо они будут снабжены стандартными для нынешнего текста оговорками типа «если это не неуместно», либо просто не будут выполняться. Потому что ничего даже теоретически не сможет измениться к лучшему без внеположного МВД (как нынешнему, так и будущему) жёсткого контроля, без кардинальной чистки генералитета, без необходимого для этой чистки переходного периода. Нынешний законопроект, а за ним и аналитический доклад по замечаниям граждан не просто не содержат этих трёх факторов, но чёрным по белому их исключают. Наверняка эти факторы не появятся и в бумаге, которую за две недели изготовит всё то же МВД. При таком раскладе и обещанные президентом 33 тысячи рублей оклада лейтенанту (вообще-то, довольно разумная мера) смогут послужить только дальнейшему развращению ми/полиции.
По-моему, победное шествие милицейского закона о полиции надо немедленно остановить. Нужно добиться появления альтернативных проектов; если парламентские партии не способны на такой подвиг, поручить написание проекта хоть Центру стратегических разработок - то, что там напишут, будет, уж во всяком случае, гораздо менее коррупциогенно, чем нынешний текст. А пока альтернативные проекты готовятся к широкому обсуждению, надо начинать чистку верхушки МВД - и уж точно не его собственными силами.
http://www.expert.ru/columns/2010/09/27/raznoe/