В последнее время довольно активно пытаюсь ликвидировать свою безграмотность касательно предвоенного периода и начала войны.
Раньше знания мои примерно ограничивались общеизвестной в моем поколении информацией, что Сталин хотел захватить Европу, и для того договорился с Гитлером, слепо верил ему, а разведка предупреждала, но Сталин ей не верил, а потом, когда началась война, впал в прострацию...
Часть из этих представлений рухнула 5 лет назад, когда обсуждали
знаменитую статью Минкина.
Тем не менее до последнего времени я историей войны не интересовался и знал крайне мало и бессистемно. И лишь в этом году заинтересовался и решил заняться этим более серьезно. Начал с
книжки Киличенкова, но она меня не слишком устроила, по причине краткости и непроясненности многих вопросов (к тому же и в компетентности автора возникли сомнения).
Дальше взялся читать много чего разнородного, что в разное время собрал в сети и отложил про запас. Кое-что из прочитанного показалось заслуживающим внимания. Конечно, знатокам истории эти материалы в основном известны, а популярные изложения и пересказы не особо что дадут, но мне (при моей малограмотности) это чтение было полезным. Может быть, и еще кому-то пригодится, поэтому даю ссылки с краткими комментариями.
Еще раз хочу подчеркнуть, что это не программа рекомендуемого чтения, а скорее список того, что попалось и пригодилось.
----
Никифоров Юрий Александрович. Военно-исторические исследования- Советское военно-стратегическое планирование накануне Великой Отечественной войны в современной историографии
- «Cоображения...» Генерального штаба Красной Армии от 15 мая 1941 г.: проблемы интерпретации
- Подготовка СССР упреждающего удара по Германии: границы дискуссии
(via
fat_yankey)
----
С.З.Случ. Речь Сталина, которой не было Эта история началась 65 лет назад, поздней осенью 1939 г. Именно с этого времени и по сей день по публицистическим эссе и историческим работам в разных странах блуждает некий текст "речи Сталина", будто произнесенной им на якобы состоявшемся 19 августа 1939 г. сверхсекретном заседании Политбюро ЦК ВКП(б). В ней раскрывались потаенные мотивы решения Сталина заключить с Гитлером пакт о ненападении и его возможные последствия, связанные с этим надежды руководства СССР на использование предстоявшей войны между Германией и западными державами для революционизирования Европейского континента.
----
Г.А. Куманев Война и эвакуация в СССР.1941-1942 годы ----
Трагедия 1941-го года. Причины катастрофы.Сборник, из которого мне показались наиболее полезными две работы.
Михаил Иванович МЕЛЬТЮХОВ. Начальный период войны в документах военной контрразведки (22 июня - 9 июля 1941 г.) А. В. ШУБИН . «Клещи» СталинаНазвание работы Мельтюхова комментариев не требует. Что касается Шубина, то он, отталкиваясь от версии Суворова, дает популярный очерк военно-стратегических планов Германии и СССР и подготовки к войне. Сам Шубин придерживается версии Мельтюхова (см. "Упущенный шанс Сталина"). Мне в данной работе в первую очередь было полезно краткое изложение проблемы блицкрига и обоснования именно такого варианта плана нападения (смешно сказать, но я до сих пор этого не знал). Что касается мнения Шубина про планы советского упреждающего удара, то он (как и многие другие авторы) явно не различает превентивное нападение и упреждение в развертывании (об этом см. у Никифорова).
----
Работы В.М.Чунихина (via
awas1952 и
readership)
"Когда нас в бой пошлёт товарищ Сталин..." (очерк о состоянии РККА в 1938-1940 годах)
Ложь, о которой не узнал СталинЗапрещённые очевидцыТайна 21 июня 1941 года(три очерка на тему 21 июня и истории Директивы №1)
ВерховныйЗачем Сталину была нужна власть?(два больших очерка о Сталине как руководителе военных лет)
Рихард Зорге: заметки на полях легенды(тут не только о Зорге, но и в целом о недоверии к данным разведки)
В отличие от вышеуказанных авторов, Чунихин не историк, а публицист, и работает не с архивами, а с общедоступными источниками - мемуарами и сборниками документов. Преимущественно занят критическим разбором антисталинских мифов хрущевского времени. Дает крупные фрагменты, сопоставляет, комментирует. В целом выглядит это довольно весомо и убедительно, и хотя автор иногда отпускает желчные замечания, но убедительность его основана в первую очередь на свидетельствах и документах и на довольно спокойном их сопоставлении.
----
А теперь я читаю работу Дэвида Гланца
Колосс поверженный. Красная Армия в 1941 году.