Пытаясь описать
сложности моего пути к Щербакову, я стал сравнивать свое восприятие «традиционных» авторов и Щербакова. Сразу нужно сказать, что авторскую я люблю с детства, в юности увлекался ею довольно серьезно (слушал, собирал записи, подбирал аккомпанемент, пел). И хотя последние лет пятнадцать это увлечение отошло, к классической авторской песне я отношусь с любовью и уважением, а при случае беру гитару и вспоминаю молодость.
Глядя в прошлое, попытаюсь описать, как обычно воспринимается у меня авторская песня.
Практически всегда первое впечатление меня не обманывало. То есть либо сразу нравится (в той или иной степени) и дальше все остается примерно на том же уровне (т.е. ничего такого особо нового не открывается, что не открылось сразу же), и обычно прискучивает, приедается, как-то истрепывается, даже старое и нежно любимое. Либо сразу не нравится, не ложится, и понимаешь - это не мой автор, и в дальнейшем так и остается (у меня так было, к примеру, с Луферовым, Клячкиным, Мирзаяном).
Если вещь действительно нравится, то она прежде всего «ложится на душу», захватывает своим звучанием, искренним чувством, настроением, гармонией (это в первую очередь относится к лирике - Окуджава, Визбор, Матвеева, Кукин, Никитин, Берковский, Иваси, Казанцева и т.д.), драматизмом, энергией, драйвом, горечью, юмором, сарказмом (Галич, Высоцкий, Ким, Иваси), мелодией, аранжировкой, мастерством исполнения (Никитин, Суханов, Дольский, Иваси) или же еще каким-то относительно легко различимым достоинством, «фактором» (разумеется, впечатление обычно цельное, а если говорить о «факторах», то их может быть много, но практически всегда можно назвать несколько «ведущих»). Очень редко возникает напряжение при восприятии смысла текста - он открыт, смыслы легко читаются, чувства артикулированы (разумеется, в случаях настоящей поэзии, которая встречается в авторской песне, смысл бывает глубоким и многоплановым, а поэтика нетривиальной, но это все же нехарактерно для жанра в целом).
В случае Щербакова - все не так. Напевности и мелодичности мало (разве что в ранние годы), лирического чувства не ощущается. Особой энергетики, драйва, накала - тоже не наблюдается. Нет ни яркого юмора, ни сюжетной драматургии. Ну то есть нет практически ничего из тех достоинств, которые обычно привлекают в авторской песне.
Зато полно «недостатков». Вместо напевности - преобладание речитатива, и песни после прослушивания не звучат внутри. Ни словечка в простоте, и нарратив не читается даже там, где он, казалось бы, присутствует. Нет, конечно, чувствуется словесная игра, иногда блестит то тут, то там, но не складывается. И в результате: что хотел сказать - непонятно, и зачем эта куча слов, и для чего эта многочисленность куплетов.
Получается, что в жанре авторской песни Щербаков - неудачник, т.е. по традиционной шкале достоинств он начисто проигрывает (тут, конечно, надо различать вещи раннего периода и более поздние, в том смысле, что «ранний» все-таки больше вписывается в «канон», а «поздний» совсем уж выпадает). Но и при всех оговорках, в «бардовском многоборье» Щербаков проигрывает.
Ну а если так, то что же в нем все-таки есть? Зачем его слушают, чем восхищаются?
Об этом надо писать отдельно. Здесь я только скажу, что, по моему мнению, Щербаков не проигрывает в «бардовском многоборье». Он в нем принципиально не участвует.