Однако, странно

Jul 05, 2004 22:13

что мои оппоненты либо не читали "Пагубную самонадеянность" Хайека, либо прочитали ее каким-то особенным образом, уловив только про рынок и экономическую свободу и пропустив принцип аргументации.
...основной вопрос, ответ на который я пытаюсь дать в этой своей работе, а именно: как возникает наша мораль и какое воздействие на экономическую и ( Read more... )

praxeology

Leave a comment

Хех pargentum July 5 2004, 20:34:05 UTC
Если вы мне собрались проповедовать Хайека, так вы ломитесь в открытую дверь ( ... )

Reply

В двух словах a_bugaev July 6 2004, 01:03:58 UTC
Позиция Хайека не противоречит методологическому индивидуализму. Он сам явно и недвусмысленно защищает м.и., и
Но, на мой взгляд, подход Хайека шире, и я вижу ценность этой книги (по сравнению, напрмер, с книгами Мизеса) именно в том, что Хайек поставил вопрос о культуре и культурной эволюции. Ключевой аргумент Хайека об эволюционном формировании культурных норм и институтов принципиальным образом завязан на групповой принцип отбора (выживание, преуспеяние и рост группы / "проигрыш" и исчезновение группы). Т.о. вводится рассмотрение роли культуры не в аспекте личного выбора индиида, а в аспекте роли культуры в структурировании и сохранении общности.

Дальше на эту тему я бы рекоменедовал читать Лоренца (на его великолепное описание роли культурной эволюции я многократно ссылался) и Касьянову. Хайек все-таки нацелен на защиту рынка и частной собственности, другие аспекты он затрагивает лишь косвенно ( ... )

Reply

Re: В двух словах pargentum July 6 2004, 01:34:10 UTC
>Дальше на эту тему я бы рекоменедовал читать Лоренца (на его великолепное описание роли культурной эволюции я многократно ссылался)

Лоренц все-таки, будем называть вещи своими именами, грубый бихевиорист. :) Касьянову я не читал.

>А объявление общества субъектом - это совсем другая тема.

Но ведь, вроде бы, мы выяснили, что именно в этом состоит единственная осмысленная ваша претензия к методологическим индивидуалистам - что они, гады такие, этого не допускают.

>Но так же к очень печальным последствиям приводит непонимание роли культуры и традиции. Например, регулярно наблюдаемый ход мысли, что раз некое ограничение (законодательный запрет, подкрепленный санкцией, или правовое ограничение, или культурная норма и т.п.) не обосновано логически и не выводится из требований естественного права и защиты частной собственности, то такое ограничение нужно отменить.

Подождите. Естественное право (в хайекианском, да и в моем понимании) - это и есть традиция. Т.е. требование какого-то специального (и скептического) отношения к ( ... )

Reply

Re: В двух словах a_bugaev July 6 2004, 01:46:18 UTC
1. Лоренц - категорически не бихевиорист. Вы его ни с кем не путаете?

2. вроде бы, мы выяснили, что именно в этом состоит единственная осмысленная ваша претензия к методологическим индивидуалистам - что они, гады такие, этого не допускают.
Я не знаю, где это Вы выяснили, я давно уже говорю о другом - о понимании роли культуры.

3. Естественное право - далеко не единственная традиция.

4. Мне будет очень интересно от Вас узнать, как соотносится с традицией легализация наркотиков.

Reply

Re: В двух словах pargentum July 6 2004, 02:38:34 UTC
>1. Лоренц - категорически не бихевиорист. Вы его ни с кем не путаете?

Конрад Лоренц, в молодости член нацистской партии, автор книги "Человек находит друга" и еще нескольких популярных книг по поведению животных. Он?

>3. Естественное право - далеко не единственная традиция.

Огласите, пожалуйста, весь список. Каковы бы традиции ни были, в каждой конкретной культуре их всегда конечное количество.

>4. Мне будет очень интересно от Вас узнать, как соотносится с традицией легализация наркотиков.

Мне будет гораздо интереснее узнать, как соотносится с традицией их запрет на государственном уровне. Первые попытки систематической государственной регуляции, что людям следует пить и что курить, относятся к эпохе абсолютизма, т.е. к времени, когда начались пусть по современным меркам и робкие, но целенаправленные попытки слома традиции. И, что характерно, первые государственные регулятивы в этой сфере состояли не в запрете, а в насаждении потребления аддиктивных препаратов, таких, как курительный табак.

Reply

Re: kostaki July 6 2004, 03:07:19 UTC
Совсем не обязательно наркоторговлю запрещать-на-государственном-уровне. Можно, в принципе, по-другому:
объявить, что все и всякие действия, совершаемые против накроторговцев, их жизни, здоровья и имущества, являются законными и допустимыми, не ограничиваются государственным правосудием. Так будет очень либерально и очень традиционно: одновременно ограничивается гос. вмешательство и восстанавливаются совсем традиционные, прямо-таки архаичные, правовые нормы.

Reply

Re: pargentum July 6 2004, 03:16:40 UTC
Last time I checked, объявление outlaw без суда и следствия в архаичном праве тоже не очень-то практиковалось.

И как же с монополией государства на легитимное насилие?

Reply

kostaki July 6 2004, 03:53:38 UTC
С монополией все нормально, примерно как при выдаче лицензий на отстрел.

Reply

Re: В двух словах a_bugaev July 6 2004, 03:40:20 UTC
1. Он самый. Хотя я бы начал характеристику с Нобелевской пермии за труды по этологии, да и насчет "еще нескольких популярных книг по поведению животных" я бы уточнил. "Обратная сторона зеркала" - не очень "популярная" книга, да и "Агрессия".
Лоренц такой же бихевиорист, как Хайек - кейнсианец. Хотя, конечно, если не различать бихевиоризм и этологию, то почпему бы и не назвать...
Но дело не в этом.
В приведенном мной отрывке речь не об этологии, а о культуре. Почитайте и попробуйте сопоставить с Хайеком.

3. Конечное количество традиций - это сильно. Как их этого вывести, что можно учитывать только одну традицию, т.е. естественное право?

4. Несколько веков - сам по себе показатель традиционности (я не говорю о правильности-неправильности, я говорю о том что существует и вписано в культурную ткань)

Reply

Re: В двух словах pargentum July 6 2004, 05:38:17 UTC
>3. Конечное количество традиций - это сильно. Как их этого вывести, что можно учитывать только одну традицию, т.е. естественное право?

Так я и говорю - огласите, пожалуйста, весь список. Я же не требую, чтобы он ограничился естественным правом. :) Я просто хочу его увидеть.

>4. Несколько веков - сам по себе показатель традиционности

Как вам уже указывали, история государственного регулирования оборота наркотиков измеряется не веками, а десятилетиями.

Так что какие-то другие аргументы в пользу государственного запрета наркотиков можете приводить, но вековую традицию, пожалуйста, поставьте на место. :)

Reply

Весь список? a_bugaev July 6 2004, 05:51:29 UTC
А список правил поведения, ритуалов и обычаев не нужно оглашать?
А список слов русского языка?

Уж лучше бы Вы спросили про список цен на все товары

Reply

Re: Весь список? pargentum July 6 2004, 09:50:34 UTC
>А список правил поведения, ритуалов и обычаев не нужно оглашать?

Ну хотя бы огласите список источников, где с перечисленным можно ознакомиться.

>А список слов русского языка?

Это-то как раз не проблема - я имею в виду, источник предъявить, где они все (ну или почти все) перечислены.

Но это все мелочи, я таки не понял самого главного - признаете ли вы, что в вопросе о наркотиках ваши ссылки на традицию были фактически ошибочны?

Reply

Вы шутите? a_bugaev July 6 2004, 10:19:25 UTC
Так и представляю себе популярную серию
"Культурология для чайниокв"
"Социология для чайников"
"Социальная психология для чайников"

Что касается наркотиков.
В европейских обществах существует давняя традиция употребления алкоголя. Это употребление вписано в культурный контекст, "социализировано". Эта традиция передается от родителей к детям. Наличие такой традиции позволяет "пить умеренно" и не спиваться (не каждому пьющему, конечно). Разрушение элементов этой традиции (например, традиции праздников) приводит к ослаблению "культурных ограничителей" и резкому росту пьянства. Про это советую почитать у Касьяновой.

Традиции "социализации" употребления тяжелых наркотиков в России не было, как не было и ситуации широкой доступности тяжелых наркотиков. Когда такая доступность стала фактом, ввели и законодательный запрет, подкрепленный санкцией. Давность традиции запрета соответствует давности угрозы.
Другой вариант - самосуд над наркодилерами, традиция достаточно архаичная.

Reply

Re: Вы шутите? pargentum July 6 2004, 10:33:43 UTC
>Традиции "социализации" употребления тяжелых наркотиков в России не было, как не было и ситуации широкой доступности тяжелых наркотиков. Когда такая доступность стала фактом, ввели и законодательный запрет, подкрепленный санкцией.

Хм. Т.е. основанием для государственного вмешательства может быть не только многовековая традиция, но и отсутствие таковой. Очень, очень, очень интересно - не получаете ли вы таким образом принципы, в соответствии с которыми любое наперед заданное действие или бездействие можно оправдать ссылкой на традицию?

Reply

Основание a_bugaev July 6 2004, 10:46:57 UTC
в данном случае - прямая и очевидная угроза. Предложите способ ее устранения, если он Вам известен.
А оправдывать можно что угодно и как угодно, было бы желание. Не так давно вот принципами контрактной юрисдикции оправдывали рабство и работорговлю.

Reply

Re: Основание pargentum July 6 2004, 10:58:22 UTC
Я не спрашиваю про угрозу.

Я спрашиваю, при чем тут вековая традиция. Ответ - ни при чем. Вывод - поставьте этот аргумент на место.

Reply


Leave a comment

Up