Индивиды, общности, ценности и "единая теория всего"

Dec 01, 2003 17:01

К давно ведущейся дискуссии об индивидуализме и общностях (последний приступ вот тут)

Попытаюсь изложить диспозицию, насколько я ее понимаю своим слабым умом (просьба простить за неизбежное упрощение формулировок).
Праксеология )

praxeology

Leave a comment

Comments 16

toshick December 1 2003, 06:23:04 UTC
Пожалуйста, осторожнее - это не мизесианская концепция и не хайекианская.
Это либо Рэнд, либо Ротбард.
У Мизеса и Хайека общественно-ориентированные цели активно используются.

Reply

a_bugaev December 1 2003, 06:38:46 UTC
Что не хайекинаская - очевидно. Хайек в этом смысле осторожен (и с ним у меня наибольшее внутренне согласие, как, видмо, и у тебя)
Мизес допускает очень категоричные формулировки (наподобие вышеприведенной, про единственно верный метод). Про то, что он сторонник утилитаризма, я в курсе.

Но в данном случае я рассматриваю позицию "приверженцев" в том виде, в каком я ее воспринял из дискуссий. Если "приверженцы" меня поправят и более точно и развернуто изложат свою позицию, я буду рад.

Reply

toshick December 1 2003, 06:44:32 UTC
Нет - Хайек очень большой путаник.

Сейчас изложу свою позицию в двух словах.

Reply

так вот, в двух словах toshick December 1 2003, 10:56:23 UTC
1) единственное, в чем нам дано быть уверенным - собственное существование. Никакое рассуждение о "человеке" или "людях", не опирающееся на этот факт, абсолютно невозможно ( ... )

Reply


две копейки flaass December 1 2003, 06:53:59 UTC
Как сторонник Штирнера и Кропоткина, и самобытный (то есть необразованный) философ, добавлю свою лепту:
см. там главу 3.

Reply


zt December 1 2003, 07:03:18 UTC
>>>И вот тут сторонники методологического субъективизма обычно занимают позицию, в явном виде редко формулируемую. А именно - раз нет ни "общностей", ни "интересов общностей", то и неправильно иметь ценности и приритеты, ориентированные на "интересы общности ( ... )

Reply

vvagr December 1 2003, 07:31:43 UTC
Опередил! Остаётся только попросить уважаемого хозяина журнала предъявить сторонников, явно формулировавших "жёский вариант", или проводивших вывод "мягкого" из указаной предпосылки (а не из этических или утилитарных аксиом).

Reply

Ах, не просите! kuznetsov December 1 2003, 23:41:51 UTC
Не приведет. Потому что он не реальность описывает, а пугало, сооруженное им самим.

Reply


arbat December 1 2003, 07:35:01 UTC
Это вопрос - чисто веры. В основе любой теории должны быть какие-то базовые отправные идеи - которые в рамках этой теории принимают на веру. Тут, правда, есть разница - в математике можно принять любую аксиому и результаты будут не "лучше или хуже" системы, построенной на других аксиомах. В физике - несколько иначе. Мы вполне можем сказать, что система, построенная на одном постулате описывает наблюдаемое хуже, чем система, построенная на другом - и принять, как (в определенном смысле) объективно верный тот, который "лучше", т.е. - тот, что дает более полезную модель ( ... )

Reply


bbb December 1 2003, 15:58:52 UTC
По-моему, вы спорите с выдуманным оппонентом.

Например, я никак не могу подписаться под концепцией, которую вы излагаете формулой:

1) Первичен индивид и его цели, ценности и приоритеты (далее "ЦЦП")

2) Деятельность индивида определяется его ЦЦП

3) Любые общности (классы, нации и т.п.) являются исключительно воображаемыми конструктами и не могут быть поняты иначе как через деятельность составляющих их индивидов (т.е.. п. 1 и 2)

4) Любые рассуждения об общностях, не лежащие в русле п. 3 - ложны или бессмысленны (и тем более ложны и бессмысленны рассуждения об интересах общностей)1. Я не очень понимаю, что такое "первичность" индивида. Лично я исхожу просто из того, что все действия, которые приписываются "общности", в реальности совершает индивид или набор индивидов, каждый отдельно принимая решения об этом действии. Соответственно, мы не можем указать на какие-то действия, которые можно атрибутировать исключительно "общности", без атрибутирования их каким-то индивидам ( ... )

Reply

a_bugaev December 2 2003, 01:25:41 UTC
Вопрос ведь не в том, чтобы атрибутировать действие, а в том, чтобы понять

Reply

Интересная оговорка pargentum December 7 2003, 00:37:57 UTC
>Вопрос ведь не в том, чтобы атрибутировать действие, а в том, чтобы понять

Но ведь тогда ровно и получается то, что отмечал bbb: что все эти "интересы социума" и "действия социума" по вашему - лишь мыслительный конструкт, облегчающий понимание.

Reply

Re: Интересная оговорка a_bugaev December 8 2003, 04:37:32 UTC
Давайте разведем онтологическую и гносеологическую проблемы
Ведь тут по сути две линии спора:
(A) Существуют ли "общности" ("интересы общности" etc) на самом деле?
(B) Помогает ли введение таких мыслительных конструкций понять проблему?

Каков тут ответ методологических индивидуалистов?
Боюсь опять возвести напраслину на уважаемых оппонентов, поэтому выписываю наиболее вероятные варианты:
1) Не помогает, поскольку не существуют (не A => не B)
2) Не помогает, а значит и не существуют (не B => не A)
3) Не помогает и точка. (не B)
Какой ответ является каноническим?

Кстати, пока не получил ответа на вопросы про обоснование "австрийской экономики"

Reply


Leave a comment

Up