Опять о возвращении советской топонимики

Jun 07, 2024 22:05


Власти Бердянска приняли решение об отмене переименований улиц, произведённых с 2014 по 2022 год, т.е. по сути о возвращении советских названий. Вернули имена Ленина, Маркса, Энгельса, Урицкого, Менжинского, Куйбышева, Шаумяна, Карла Либкнехта, Розы Люксембург, Демьяна Бедного и т.д. (полный список есть тут).

Советские патриоты ликуют.

Улица Уютная вновь получила имя латышского чекиста Рудольфа Тольмаца, члена чрезвычайной тройки ВЧК, осуществлявшей массовые расстрелы в Крыму. Его имя не так известно, как имена чекистов Урицкого и Менжинского, зато его яркая деятельность не оставляет вопросов о заслугах этого героя перед Россией и русским народом.



Вот фрагменты из текста Немировского о деятельности тройки ВЧК.

«В Ялте и ее окрестностях после занятия Крыма большевиками в ноябре 1920 года распоряжалась чрезвычайная тройка Крымской ударной группы управления особых отделов ВЧК при РВС Южного и Юго-Западного фронтов в составе председателя Удриса, членов Агафонова и Тольмаца.

Работали эти люди так. Был в Ливадии при белых лазарет Красного Креста (даже не армейский), именовавшийся официально санаторий N 10 Красного Креста. После занятия Ялты большевиками власти стали готовить казнь соответствующей части пациентов и персонала, как то делалось по всему Крыму в организованном порядке. 
...
Сестер милосердия (не говоря о прочих) вообще расстреливали много. В тех же декабрьских списках расстрелянных от чрезвычайной тройки крымской ударной группы управления особых отделов ВЧК Южного и Юго-Западного фронтов в составе председателя Удриса и членов Тольмаца и Агафонова значатся, например, навскидку (NB - формулировка "белогвардейка" ниже - означает просто, что человек работал в каком-либо общественном или государственном учреждении на белой территории, имевшем значение для армии и государства белых - например, сестрой милосердия):

Изабелла Возницкая, 1896 г.р., уроженка Киева, сестра милосердия Ялтинского военного госпиталя, состояла в союзе сестер милосердия Крыма - ее расстреляли как сестру милосердия _военного_ госпиталя с резолюцией Тольмаца (повторенной потом в постановлении тройки) "белогвардейка, расстрелять";

Елизавета Кашинова, 1875 г.р., уроженка Петрограда, образование среднее, проживала в Ялте, работала сестрой милосердия, с резолюцией "расстрелять как белогвардейку";

Александра Киселева, 1898 г.р., уроженка Петрограда, проживала в Ялте, работала сестрой милосердия в Ялтинском морском санатории, с резолюцией Тольмаца «белогвардейка, работала у Врангеля, дочь чиновника министерства, расстрелять»;

Федор Крывошапка, 1882 г.р., уроженец Полтавской губернии, (бывший) делопроизводитель, проживал в Ялте - этого расстреляли за факт бегства от красных в Крым с резолюцией: "беженец, бежал от красных, расстрелять";

Евгения Манскэ, 1891 г.р., уроженка Одессы, проживала в Ялте, работала сестрой милосердия в госпитале - с резолюцией Тольмаца: "белогвардейка, работала у Врангеля, расстрелять";

Евгения Попова, 1897 г.р., уроженка Харькова, сестра милосердия в санитарном поезде... И т.д. и т.п.»

Красный террор в Крыму - она из самых кровавых страниц Гражданской войны. Количество жертв до сих пор является предметом споров, оценки историков расходятся на порядок, от 12 тысяч (у Ратьковского) до 120 тысяч (у Мельгунова).

А. А. Немировский пишет про 50-90 тыс, С. В. Волков даёт оценку 50 тыс., и оба они считают этот террор результатом общей политики большевистского руководства. А, к примеру, В. Ж. Цветков считает эти оценки завышенными; он говорит про 10-15 тысяч и утверждает, что террор был результатом местной инициативы (Землячки и Бела Куна).

В любом случае речь идёт об организованном большевистской властью убийстве более 10 тысяч человек, уже не участвовавших в вооружённой борьбе, в том числе о гражданских, вообще не бравших в руки оружия (в том числе врачей и медсестёр).

Для сравнения: численность городского населения Крыма в 1921 году по сравнению с 1917 годом уменьшилась на 106 тысяч человек (от всех причин, включая расстрелы, голод и эмиграцию). И эвакуация армии Врангеля в это число не входит, т.к. в 1917 году она в Крыму ещё не находилась.

Поскольку в ответ на это сразу раздаётся «руки прочь от СССР!», «советские герои это наша история!» и т.п., повторю в очередной раз: уважение к исторической памяти и уважение к реальным достижениям СССР не должно служить оправданием для увековечения имён разрушителей, террористов, идейных русофобов.

Память о Жукове и Гагарине не требует наличия улиц Урицкого, Тольмаца и Демьяна Бедного.

Сторонники памяти об исторической России вовсе не требуют отказываться от памяти советских героев, от Жукова и Рокоссовского, Королёва и Гагарина. Тем более никто не требует отказаться от любви к жившим в СССР родителям и дедам. Правильно помнить и чтить тех, кто совершал подвиги во имя нашей страны и нашего народа, кто отважно воевал и честно трудился.

Но уважение к этим героям не должно заслонять от нас историческую Россию, не должно разрывать связь с русской историей.

Но как раз сторонники "советского патриотизма" требуют сохранять советскую символическую сферу (включая топонимику) как неприкосновенное наследие. И в этом наследии надлежит принимать всё и всех, чтить советских вождей и борцов, от Ленина, Свердлова, Дзержинского и Урицкого - до Халтурина, Желябова, Каляева и Войкова.

А поскольку большевики яростно боролись с исторической Россией, то признание большевиков и их наследия означает, что ради неприкосновенной памяти большевистской утопии требуется отказаться от России и от памяти тех, кто сто лет назад боролся за Россию.

Логика тут совсем простая, в три хода.

1) Уважаешь 9 мая, Королёва и Гагарина? А это советские ценности, значит, должен уважать СССР.

2) Раз нужно уважать СССР и его достижения, то следует признавать прогрессивными принципы советского строя, следует почитать советских вождей и героев, Ленина, Свердлова, Войкова и т.д.

3) Почитание Ленина, Свердлова и т.д. несовместимо с уважением к их противникам - Корнилову, Каледину, Деникину, Колчаку, Врангелю. Все они враги трудового народа, защитники буржуазии, пособники интервентов. Кроме того, эти белые антисоветчики потом ещё и Гитлера поддержали.

Эти три пункта - практически общие для всех почитателей СССР.

Более последовательные идут дальше, у них ещё два пункта

4) Дореволюционная российская история наполнена отсталостью и несправедливостью. Крепостное право, нищета и бесправие, жестокие помещики и корыстные капиталисты. Ужасное самодержавие, черта оседлости и еврейские погромы. Из этого беспросветного ужаса только один выход - революция.

5) Революция - это хорошо и правильно, она принесла свободу и справедливость, небывалые достижения и великие победы.

И отсюда прямой переход к п. 1, что закольцовывает эту систему представлений и делает её самоподдерживающейся.

Для эмоциональной убедительности добавляется ещё обличение либерастов и предателей, которые в 90-е разграбили и разрушили все достижения СССР. И обличение украинских нацистов, которые сносят памятники Ленину и переименовывают улицы, названные в честь советских героев.

***

В сети легко встретить аргументы в пользу любой позиции и в поддержку любой оценки. Одни утверждают, что красные садисты-дегенераты убивали всех подряд из-за своей человеконенавистнической сущности, другие кричат, что это истерики Шмелёв и Мельгунов всё переврали, Ленин ни при чём, белый террор страшнее красного, а белые эксплуататоры против народа и за фашистов. Ну и вообще антисоветчики-русофобы клевещут по заданию ЦРУ.

Для любой позиции найдутся сторонники, которые её так дискредитируют своей неадекватностью, что хочется плюнуть и отвернуться, а то и временно «записаться к большевикам». И найдутся противники, вываливающие гору контраргументов такого уровня громкости и неадекватности, что те "сторонники" кажутся не такими уж неправыми.

Поэтому выстраивать собственную позицию на основании впечатлений от криков сетевых неадекватов - это уж совсем последнее дело.

***

В последние годы меня сильно напрягали и огорчали эти споры про красных и белых, вокруг восстановления памятника Дзержинскому и сохранения названия "Войковская".

Огорчали потому, что в хоре голосов с обеих сторон доминировали не те, кто высказывался по существу, а те, у кого главный мотив "не дать этим гадам протащить и утвердить своё". И борьба вокруг "красных" и "белых" превращалась в борьбу анти-белых и анти-красных, а затем анти-антикрасных и анти-антибелых. И видно было, что это всё никуда не ведёт, не приносит ничего, кроме раздражения, злобы и разделения общества на озлобленные лагеря.

Причём сначала это выглядело так, что инициативу проявляют и воинственный тон задают анти-красные. Это они предлагают сменить советскую топонимику на историческую, вместо улиц Ленина и Урицкого вернуть Соборные, Успенские и Купеческие. Но анти-белые собрались с силами, мобилизовались, и дали мощный отпор. Советская топонимика теперь объявлена неприкосновенным историческим достоянием, а кто пытается покушаться на неё - тот антисоветчик, власовец и русофоб. Мем "антисоветчик всегда русофоб" - это абсурдное утверждение работает как сильный аргумент не потому, что это правда, а через жульническую риторическую привязку оппонента к прибалтийским и украинским русофобам, на которых он якобы похож.

Белых военачальников теперь клеймят не только за то, что они шли против трудового народа, а за то, что они пособники и прислужники интервентов, иностранных империалистов, покушавшихся на наши земли и богатства.

Тут тот же приём: когда трудно стало защищать красных как сторонников правильных идей и великого проекта справедливого переустройства общества, красных стали подавать как борцов с иностранным вмешательством в наши российские дела. Красные правы не потому, что отстаивали правое дело и делали хорошее, а потому что противники их - ужасные гады (тут рассказы про белый террор, булкохрустов и крепостное право) и главное, потому что противники эти связаны с внешним врагом, который хотел ограбить, а потом в 90-е наследники белых всё разрушили и разграбили.

То есть патриотический мотив оказывается главным, это тот нерв, в который нужно попасть, чтобы взять аудиторию за живое. Поэтому стараются привязать к патриотизму "своих" и, противопоставить "чужих". Для этого можно рассказывать любые сказки, большинство публики всё равно историю не знает и поверит эмоциональному рассказу, главное вовремя добавлять риторику и вообще брать горлом.

Вы скажете, что я преувеличиваю и огрубляю? Ну так послушайте Дмитрия Пучкова и Клима Жукова, хоть про памятник Дзержинскому, хоть про убийство царской семьи. Вы услышите именно это. И в нужных местах у них будет эмоциональный накат и риторика про русофобов - прислужников Запада и либерастов разграбивших всё в 90-е.

Этот переход проявился несколько лет назад, и с тех пор ситуация стала патовой. Лобовыми ударами тут ничего не добиться, принцип "миф мифом вышибают" тут не поможет. Примитивный антисоветский-антисталинский миф Огонька (с помощью которого подрывали советскую официозную идеологию и мотивировали поскорей похоронить СССР и пойти в объятия «цивилизованного человечества»), продолженный в 90-е усилиями Сванидзе и Эха Москвы, не выдержал столкновения с неосоветским мифом Пучкова-Жукова, Кургиняна и Прилепина. Поле боя завалено толстым слоем искалеченных нарративов и смердящей риторики.

Преодолеть это можно не наскоками, а просвещением, многолетней работой, аккуратным разбором смыслов.

ideology, history, СССР

Previous post Next post
Up