Сто лет со дня смерти Ленина

Jan 21, 2024 17:21


Сто лет прошло. Но мифологический образ дедушки Ленина продолжает жить в умах и сердцах.

По опросу ВЦИОМ, почти половина опрошенных (47%) положительно относятся к  Владимиру Ленину.





Что мы видим в этой таблице?

1. Положительное отношение возрастает с возрастом (что естественно), достигая уровня 64% в возрасте за 60

При этом минимум положительного отношения составляет 30% (в возрастах 25-34), а в более младших возрастах (18-24 лет) составляет 39% (причём это даже больше уровня 34% у 35-44-летних).

2. Максимум отрицательного отношения - в средних и старших возрастах (от 25 до 59 лет), уровень около 18%.

3. Уровень безразличия существенный, в молодых и средних возрастах он выше уровня положительного отношения. Безразличие заметно падает с возрастом (особенно с 35 лет).

Когда-то давно, в 2001 году, у меня родился текст с подзаголовком "Советский язык и миф о Великом Октябре" (кажется, это был первый мой текст, опубликованный не на форумах, а на сайте с редакцией). Там я попытался высказать мысли по поводу тогдашнего опроса, который показал значительный перевес положительного отношения к Октябрьской революции. Моё собственное отношение к этой теме было преимущественно идеологическим, я считал, что эпоха СССР закрыта и в целом подлежит критическому осуждению.  Результаты опроса меня удивили и огорчили, я ведь надеялся, что моё отношение к СССР разделяет большинство граждан. И основная  мысль того текста была в том, что, вопреки ожиданиям, массовое отношение не поменяет знак, а постепенно уйдёт в зону безразличия. Тогда мне казалось, что всё это произойдёт просто в результате смены поколений, поскольку для более молодых СССР и его идеологический язык - это что-то давно прошедшее, непонятное и неинтересное.

Так я думал в 2001 году, и при этом толком не понимал ни особенностей отношения к СССР зрелых людей, ни того, что будет влиять на мнения молодых.

Тогда для большинства взрослых людей СССР был не абстракцией и не перевёрнутой страницей, а частью их собственной жизни, и для многих восприятие этого периода было положительным не по идейным причинам, а просто на контрасте с "прекрасными 90-ми". Однако заметная часть людей определяла своё отношение исходя из опыта жизни в брежневские "застойные" времена (особенно существенно это было для гуманитарной и инженерной интеллигенции).

Ну а для других важнее было именно ценностное или идеологическое отношение. Причём идеологическое отторжение СССР  у сторонников разных идей могло иметь и существенно разные основания. Для одних СССР - это в первую очередь сталинизм, репрессии, тюрьмы и лагеря. Для других на первом месте  свобода слова и свобода мысли, у третьих - частная собственность и свобода предпринимательства, отношение четвёртых определялось обидами, личными или групповыми, в т.ч. национальными.

По существу всё это был расклад, сформировавшийся в 90-х, и ещё не проявилась та новая волна популярности СССР и левых идей, которая стала заметной ближе к 2005 году (в год 60-летия Победы). В фокус идейного противостояния тогда попала не ленинская и не брежневская, а сталинская эпоха, и особенно Война и Победа. Именно на отношении к Войне и Победе тогда выявились и оформились два заметных полюса - патриотический и пораженческий ("пили бы баварское", "трупами закидали" и т.п.). Именно тогда у многих (в т.ч. и у меня) произошло серьёзное изменение - и усложнение - отношения к СССР, уже не как к идеологическому проекту, а как к многомерному явлению  в исторической реальности.

Но для многих в первую очередь это был именно поворот в идеологической плоскости. И как это обычно бывает,  маятник проскочил точку равновесия и ушёл в противоположную сторону. И у людей, не склонных вникать в детали и аспекты, отношение получилось очень простым: СССР - хорошо, а значит, советское - хорошо. Кто за СССР, за советское - тому лайк, кто против - дизлайк. Тут работает уже не понимание и не различение, а символическое принятие / отторжение.

Во многом в ответ на эту волну левизны проявилась и актуализировалась новая версия критического отношения к СССР,  в фокусе внимания которой были уже не сталинизм и не  брежневская эпоха, а гражданская война, красный террор,  расчленение России ради мировой революции, русофобская национальная политика, смертельная борьба с православным христианством. И в центре этого всего - Ленин и идеология большевизма, неотделимая от Ленина.

И как реакция на это в левой волне пошла риторика с обличением "монархистов-фашистов", "царебожников", "крепостников", мемы про "булкохрустов", "антисоветчик всегда русофоб" и т.п.

В общем, интернет-эпоха, соцсети, клиповое мышление, вместо текстов - видео и мемасики, вместо аргументов - эмоции, вместо мыслей - реакции. Так и живём...

Мне кажется, та картина, которая отразилась в нынешнем опросе ВЦИОМ, образована наложением этих разнородных слоёв (в т.ч. поколенческих и идеологических волн) и их разнонаправленных отношений и реакций.

history, СССР, socium

Previous post Next post
Up