Параллели

Apr 14, 2022 14:12

«Кругом, в интеллигенции, было враждебное раздражение отнюдь не против японцев. Вопрос об исходе войны не волновал, вражды к японцам не было и следа, наши неуспехи не угнетали; напротив, рядом с болью за безумно-ненужные жертвы было почти злорадство. Многие прямо заявляли, что для России полезнее всего было бы поражение. При взгляде со стороны, при ( Read more... )

history, intelligencia

Leave a comment

partizan_1812 April 14 2022, 13:49:12 UTC
Само существование такой общественной группы как интеллигенция подразумевает наличие разрыва между ней и остальным обществом, и, разумеется, государством. Понятно, что разрыв не непреодолимый, поскольку заявленная цель существования интеллигенции - поднять т.н. народ до своего уровня интеллектуального и 'духовного' развития*, но разрыв тем не менее. Без такого разрыва нет смысла ее существования, нет даже повода считать, что она существует. Поэтому некоторые реакции, которые кажутся банально невыгодными для представителей этой общественной группы, являются частью 'анатомии и физиологии' этой группы. Безусловными рефлексами, так сказать.

* Возможность осуществления этой цели и даже обоснованность самой постановки такого вопроса - это отдельная душераздирающая история.

Reply

a_bugaev April 14 2022, 14:39:15 UTC
Да, верно и про предназначение, и про особенности. И это можно было бы считать объяснением и в каком-то смысле оправданием, если бы не два но.

1. Можно спорить о том, насколько дореволюционная интеллигенция успешно выполняла свою просветительскую миссию, насколько они были искренними жертвами иллюзий и самообмана, и насколько роль интеллигенции в той катастрофе может быть этим оправдана. И тут лучше не мне рассуждать, а вспомнить "Вехи" и "Красное колесо".

Но вот с советской и постсоветской интеллигенцией все гораздо хуже. Сопоставление советской и дореволюционной интеллигенции убедительно проведено в "Образованщине", что же касается постсоветских властителей дум, то тут просто нет пристойных аргументов для защиты. (Тут я имею в виду не ИТР, не врачей и учителей, а пишущих, выступающих, претендующих быть "мыслящим" слоем, тем самым мозгом общества).

2. Всё это ещё как-то можно терпеть в относительно мирные времена, но вот в периоды кризисов эта разрушительная роль проявляется особо остро. Катастрофы 1917 и 1991 стоили слишком

Reply

pustoj_zhurnal April 14 2022, 15:28:45 UTC
Спорить про историю можно долго... Мы теперь в новой реальности, и вопрос, что делать, когда настанет неизбежный ПЦ (возможно, предыдущая российская история станет носить сугубо академический характер).

Хотя спрашивать нас много не будут. Современная проблема - что у общества нет инструментов воздействия на руководство. Да и с желанием неважно.

P.S. А если о недавней истории, то ведь властители дум могли властвовать лишь при соответствующем состоянии слоя подвластных.

Reply

partizan_1812 April 14 2022, 15:55:27 UTC
Я отнюдь не защищаю. Я считаю такое поведение очевидно противоречащим собственным практическим интересам (тут можно говорить о неоднородности интеллигенции и о наличии интересов у групп в ее составе, поскольку для некоторых это может быть не вполне так, как я говорю, но не буду об этом). Я только лишь о том, что такая реакция ожидаема, потому что неизбежна.

Reply

pustoj_zhurnal April 14 2022, 16:06:51 UTC
Интеллигенция действовала вопреки своим групповым интересам и перед 1917г., и во второй половине 80х (второе менее очевидно, но это так).

Reply

partizan_1812 April 14 2022, 17:03:05 UTC
Да, против своих практических интересов. Но, разумеется, в интересах поддержания того положения, при котором интеллигенция является честью, умом и совестью общества. Тут просто противоречие очевидное имеется, но оно слишком приземленное. Ниже радара интеллигенции летит.

Reply

partizan_1812 April 14 2022, 16:58:12 UTC
Добавлю существенную, кмк, часть. ИТР, врачи и учителя это ОЧЕНЬ важная часть интеллигенции как общественной группы, поскольку вся целиком интеллигенция - именно как группа так себя называющая и себя таковой считающая, а не как отдельные образованные люди - считает себя мозгом, а, скорее, совестью, моральным органом общества. Без этого нет интеллигенции. А та ее часть, которая пишет и выступает не может существовать без интеллигенции целиком, поскольку зависит от наличия читателей (почитателей, моральной поддержки, воодушевления) и меценатов (практической, материальной поддержки). Без ИТРов и учителей пищущее сообщество не имеет особой силы. Кто будет их читать? Кто заметит, что их запретили/закрыли/купили/убедили изменить точку зрения? ИТР, учитель и врач это тот, кто понимает и сочувствует пишущему. Это "приводной ремень" от пишущего к массам.

Советская и постсоветская интеллигенция как общественная группа занимает или пытается занимать место интеллигенции дореволюционной. Это возможно только благодаря тому, что существовала

Reply

pustoj_zhurnal April 14 2022, 15:33:27 UTC
Поднять народ до высого уровня - это последнее, чем была озабочена интеллигенция последних двых десятилетий.

Да и у советской интеллегинции второй половину 70х - 80х(которая снесла Советский Союз, социально расисткие настроения вполне присутствовали.

Reply

partizan_1812 April 14 2022, 17:04:34 UTC
Вопрос ставился об интеллигенции дореволюционной, эталонной. Они очень заботились (по крайней мере, на словах). Само существование интеллигенции (как общественной группы) в последние 20 лет это вопрос, о котором можно спорить.

Reply


Leave a comment

Up