к вопросу о телесных наказаниях в школе и жестокости деспотического режима

Jul 26, 2021 15:13

Слушаю тут беседу, в которой Алексей Любжин (philtrius) рассказывает про историю системы образования в Российской империи.

Очень стоит послушать целиком.

Но тут я хотел поделиться фрагментом, где речь про телесные наказания в школе (это не главная тема разговора, но в комментах к позапрошлой записи как раз обсуждают тему телесных наказаний, так что ( Read more... )

history, education, discourse

Leave a comment

litera July 26 2021, 15:25:16 UTC
Добрый вечер.
Хочу несколько слов сказать о воспитании детей в Нидерландах. То, что видела своими глазами. Во-первых, на детей никогда не кричат и никогда ни при каких обстоятельствах не поднимают руку на ребенка. Никогда не унижают и не сравнивают с другими.
С детьми разговаривают как со взрослыми. Если ребенок не прав, ему спокойно, очень спокойно и терпеливо объясняют почему нельзя поступать так, а не иначе. "Детям можно все", - вот что утверждают голландцы, но в пределах дозволенного. Что мне особенно понравилось - все детки одеваются очень просто, их не наряжают как куколок, не делают из них "принцесс" - "принцев", а готовят к самостоятельной жизни. Мальчишек также готовят к самостоятельности - они должны сами научиться готовить, гладить, убирать, стирать. И спорт. Велосипед, умение плавать. Если у ребенка нет музыкального слуха и он не хочет заниматься музыкой - его не заставляют. Ребенок любит рисовать - с ним работают индивидуально, стараясь раскрыть творческую жилку у него. И, конечно, учат самостоятельно работать в библиотеке. Все сами. В буквальном смысле этого слова. Библиотеки очень понравились. Там нет привычных нам библиотекарей. Если ребенок не понимает и не тянет, то есть не в состоянии справиться со школьной программой, его переводят в школу с более низким уровнем обучения, но не в ущерб ребенку. Если видят, что ребенку скучно, он явно может потянуть больше - его опять таки переводят в класс с повышенной подготовкой. Но все согласовывается с самим учеником и его родителями. Причем, что интересно, ребенка привозят и показывают в каких условиях он будет обучаться в новой группе. То есть - пытаются заинтересовать. Никто никого не заставляет учиться. Уроки в младших классах поставлены в виде игры. Нет привычных нам парт. Сидят кругом и изучают что-либо. К труду приучают с малолетства + школа. Поездки на ферму - убирают за скотиной, кормят, перетряхивают сено и т.д.
Это вот коротко.
Спасибо.

Reply

a_bugaev July 26 2021, 15:33:08 UTC
Спасибо.

Если что, я вовсе не отстаиваю тезис, что в России с образованием всё и всегда прекрасно, а на Западе всюду жестокий кошмар. Это была бы противоположная ложь, и она ничуть не лучше русофобской лжи про сияющий Запад и убогую смердящую Россию.

По этому поводу всегда вспоминаю Фонвизина: "Как истребить два сопротивные и оба вреднейшие предрассудки: первый, будто у нас все дурно, а в чужих краях все хорошо; второй, будто в чужих краях все дурно, а у нас все хорошо?"

Reply

litera July 26 2021, 16:00:17 UTC
А зачем? Зачем истреблять? Люди имеют право думать так, как они считают нужным думать, понимаете? Переубедить их может только наглядность. Посмотрите, что творится в школах. Как проходит обучение. Я не беру все, поголовно все, школы. Возьмите учителей, задерганных отчетностью. Ой...я лучше помолчу.. Извините.
Я бы очень хотела, чтобы в школы вернули трудовое обучение. Уроки домоводства, кулинарии, столярное и слесарное дело, военную подготовку. В сельских школах обязательно должно быть вождение трактора, комбайна с последующей практикой на поле. Оно где-то есть, а где-то на таком низком уровне преподается, что становится очень больно за наших детишек.
Понимаете, дети в Нидерландах к окончанию первого этапа обучения могут работать медсестрой, в Доме престарелых нянечкой, умеют создавать сайты, размещать там информацию, рисунки, фотографии, умеют работать молотком, метлой, подойником, веником, тряпкой и т.д., знают два языка, умеют играть на от 1 до 3 музыкальных инструментах (в зависимости от направленности обучения). Далее они самостоятельно выбирают по какой программе они хотели бы продолжить свое обучение. Они выбирают все сами. Их никто не заставляет учиться. Никто. Понимаете? Никто! Они учатся сами. И на мозги не капают - не будешь учиться, уборщицей пойдешь работать. Знаете, какая самая престижная работа в Нидерландах? Вы удивитесь - строитель (там чуть по другому называется), плотник, мусорщик - то есть специальности, которые у нас не котируются, а там - попробуй устроиться, там такие места нарасхват. И высокооплачиваемые. Самые высокие заработные платы у людей с рабочими специальностями. Почтальон к нам приезжал на велосипеде и он разговаривать мог на 4! языках - русский, немецкий, французский, итальянский (голландский как само собой разумеющийся) и все сетовал, что никак не хватает времени, чтобы изучить японский и китайский.
Спасибо.

Reply

a_bugaev July 26 2021, 16:16:32 UTC
Про "истребить" вопрос к Фонвизину; думаю, это слово у него имело смысл "преодолеть", "изжить".

Эту дурную дихотомию мы видим и теперь, спустя два века с лишним. По-прежнему одни доказывают, что в России всё дрянь и отсталость, и надо брать с Запада, а в ответ поднимается волна примитива с противоположным знаком.

Об этом же (о первом) говорил и Ключевский: «Чужой западноевропейский ум призван был нами, чтобы научить нас жить своим умом, но мы попытались заменить им свой ум.»

Reply

a_bugaev July 26 2021, 16:23:12 UTC
Насчёт "сами выбирают, что им нужно" и "никто не заставляет" - это звучит красиво. Но не думаю, что всё так просто.

Чтобы выбирать, нужно понимать, из чего ты выбираешь, и каковы последствия выбора. Иначе выбор будет по второстепенным параметрам (картинка красивее).

Учёба без принуждения - это здорово, но тоже слабо верится. Думаю, принуждение в системе есть, но оно устроено иначе.

Впрочем, это лишь моё мнение. Про голландскую систему образования я ничего не знаю, так что моё мнение недорого стоит.

Reply

litera July 26 2021, 17:48:28 UTC
Учёба без принуждения - это здорово, но тоже слабо верится. Думаю, принуждение в системе есть, но оно устроено иначе.

Принуждение - повторный курс обучения, вот и все принуждение. Приезжайте в Нидерланды, поживите хотя бы с годик, там очень много русских, присмотритесь, пообщаетесь, сделаете выводы, а вдруг захочется перенять опыт..
Кстати, и узнаете - бьют ли там детей, орут ли на них, унижают ли их чувство собственного достоинства, о системе образования и т.д. и т.п. Ибо, когда смотришь на мир чужими глазами вырисовывается одна картина, а своими глазами - иная.. главное, чтобы глаза были зрячие, не "зашоренные.."
==
Прошу меня извинить, ибо высказывалась не совсем по теме, но я давно хотела высказаться, а тут набралась смелости и сказала..
Спасибо.

Reply


Leave a comment

Up