Круглый стол о проблемах политики памяти, а также его обсуждение

Mar 12, 2020 16:56

Круглый стол о проблемах политики памяти, текст в свежем номере журнала "Россия в глобальной политике".

Участвуют Фёдор Лукьянов, Алексей Миллер, Фёдор Гайда, Андрей Тесля, Александр Филиппов и другие.

Любопытное обсуждение в ФБ у Александра ШеняМне кажется, формулировки Шеня представляют интерес как пример отчётливого "либерально-антисоветского ( Read more... )

history, lukyanov, a_shen, miller, discourse, teslya, intelligencia

Leave a comment

wingover March 12 2020, 14:27:10 UTC
Отличные аргументы у Сергея Вакуленко. Но Александр Шень прав в том, что необходимо уточнять, что понимается под "Россией".

Reply

a_bugaev March 12 2020, 14:39:42 UTC
В этот раз он не попросил уточнить, кто такие русские, но обычно он этот вопрос задаёт.

Reply

whiteferz March 12 2020, 17:44:27 UTC
Это очень трогательно.

Жил-был уренгойский мальчик, вымахал в большого взрослого дяденьку, а всё о русских радеет, об их интересах. Об них, об жителях беспокоится.

Аж слезу прошибло.

Reply

wingover March 12 2020, 19:20:24 UTC
Да, тоже очень хороший вопрос. )

Reply

wingover March 13 2020, 07:44:28 UTC
В каждой шутке есть доля шутки. На самом деле вопрос имеет значение ( ... )

Reply

a_bugaev March 13 2020, 08:52:11 UTC
Миллер не является актором в этой теме, он академический исследователь, совмещающий науку с популяризацией, а в последние годы вышедший на поле комментатора и публициста.

И Лукьянов тоже эксперт по международным делам, а не деятель национального (или антинационального) движения.

Reply

wingover March 13 2020, 08:57:59 UTC
Ну так и Шень не актор, и я нигде не называл участников дискуссии акторами. Это уводит в сторону.

Reply

a_bugaev March 13 2020, 09:02:56 UTC
Шень, насколько я понимаю, просто не улавливает суть проблемы. Для него всё выводится из постулата, что нацизм и сталинизм - главное зло, а нынешний режим продолжает и кругом виновен.

Reply

wingover March 13 2020, 09:10:44 UTC
Хм, а если нынешний режим встал бы на позицию продолжателя Российской империи, как бы он отнесся?

Я не вижу, кстати, у Шеня постулата о том, что сталинизм - главное зло. Заявления есть, но как постулат... Тогда он должен был бы быть против передачи Западной Украины и Белоруссии, против сталинской политики коренизации русского населения.

Reply

a_bugaev March 13 2020, 10:18:06 UTC
Вы же знаете, антисоветско-либеральном дискурсе считается общеизвестным, что послевоенный Сталин проводил русско-имперскую и антисемитскую линию. Из этого неявно (а иногда и явно) выводится, что русские были бенефициарами сталинской политики, а все прочие народы и национальные группы - жертвами русского империализма. Отсюда "платить и каяться".

Плюс общепринятый постулат "нас не интересуют прегрешения чужих народов и правительств, мы должны критиковать свой народ и своё правительство" (под "свой народ" подставляют обычно не свою этническую группу, а русский народ, который для этого случая внезапно теряет своё свойство быть чем-то трудноопределимым).

Reply

wingover March 13 2020, 10:52:26 UTC
Да, понятно.

Но вот насчет "платить и каяться", т.е., экстраполяции выводов в текущий момент...

Вернемся к началу - круглому столу по исторической памяти. Предположим сразу, что прошло несколько лет, и все идет Миллера и др. успешно реализованы. Все осознали, что вот тогда-то СССР и русские были правы.

Исчезнет "платить и каяться"? А вот и нет!

Платить и каяться потребуют уже не за то, что раньше были плохие, а за то, что сейчас не такие хорошие как раньше. Потому что раньше все вместе боролись против Гитлера, а теперь про какой-то "русский мир" вспомнили. И возражать против этого будет сложно: те, которые защищали точку зрения, которую мы считали нашей - тоже так считают.

Это можно видеть уже сейчас - есть заукраинцы не только говорящие на русском языке, но и вполне отмечающие 9 мая и поддерживающие СССР. Только из-за того же дефекта субъектности считающие, что сейчас русских поддерживать нельзя.

Reply

ext_836326 March 19 2021, 02:50:31 UTC
У вас есть какие-то содержательные проблематизации высказанного А.Ш. в последнем его высказываении в тексте, приведенном в данном посте?

Если да, то не могли бы вы привести их, при том не в описательной форме, как в этом вашем комментарии, а наутрально, содержательно?

В качества шага 1.

А в качестве шага 2, если он, конечно, понадобится после такой операции, показать, как сказанное вами в этом комментарии проявляется в этом куске текста А.Ш.?

Наерное, чтобы это было более осмысленно для вас, это можно сделать отдельным постом, чтобы не затерялось в комменатриях здесь, и в целом больше пользы обществу принесло, а здесь - дать ссылку на этот ваш пост.

Так ваша правота будет видна не только вам, она у нас сомнения в ней уберет. Ну, или покажет, что за вашими словами ничего стоящего внимания нет, тут уж как повезет, :) - пока вы не сделали это простое упражнение, этого не понять (ну Ok, "не понять любому наперед заданному читателю", возможно некоторые понимают, и сразу, цену этим вашим словам; так что давайте их просто проверим ( ... )

Reply

oboguev March 12 2020, 22:50:02 UTC
Такое уточнение для целей обсуждения представляется излишним, в силу очевидности ответа. "Россия" в "дискурсе памяти" -- это образование, через которых можно ударить русский народ. Именно русский. В Израиль, на Кавказ, в Латвию, в Польшу и еврейским диаспорам ведь претензии по поводу б-зма "дискурсом памяти" не отгружаются?

Reply


Leave a comment

Up