После прочтения статьи Лурия

May 31, 2017 17:32

(о статье см. предыдущее сообщениеЛурия описывает переход от конкретного мышления, привязанного к практической деятельности - к более высокой стадии понятийного мышления, основанного на абстрагировании, логике, оперировании формальными конструкциями ( Read more... )

thought, psychology

Leave a comment

Comments 6

timur0 May 31 2017, 15:09:36 UTC
На тему статьи Лурии - в свое время читал книгу Коул, Скрибнер "Культура и мышление", там рассмотрены это и аналогичные исследования. Не только у узбекских крестьян так - у амазонских индейцев то же самое. Там еще интересные примеры "закона сохранения количества" - вода в узком стакане или в плоской тарелке, куда ее перелили из стакана. В тарелке ее "меньше". При переливании обратно в стакан ее становилось "больше" и этот факт объясняли "магией белого человека". Зато когда переливали сами туземцы, то очень быстро усваивали сохранение количества.
Много там любопытного, глянь как-ньть.

Что до школы и оперирования непрактичыми символами. До революции в школах основными естественными предметами были ботаника и геология, причем осваивали их практически, в экскурсиях на природу. Не уверен, однако, что тогда учили именно думать.

Reply

a_bugaev May 31 2017, 17:08:38 UTC
Спасибо, скачал книжку.

Что касается дореволюционных школ (именно школ), ничего не могу сказать о том, как там учили думать.
Но вот в гимназиях делался упор на древние языки, классическую литературу и историю, и это очень развивало широкое гуманитарное мышление.

Reply


vchernik July 1 2018, 07:51:36 UTC

>>И этот переход от формального мышления к рефлексивно-аналитическому похож на диалектическое отрицание и возврат на новом уровне к практическому мышлению

Хорошо сказано, просто напрашивается. Даже обидно почему сам не додумался;-)

>>деятельность следователя или разведчика.

В ТРИЗ такой человек называется решателем. Конкретный пример решателя высокой квалификации - Сергей Фаер.

Программисты недавно додумались до программистского спецназа. Чтобы расширить и на решателей, можно назвать инженерным спецназом.

Ссылки не ищу, я всё равно, кажется, не заинтересовываю вас своими комментами;-)

Reply

a_bugaev July 1 2018, 18:42:29 UTC
Извините, что не отвечал, тема мне интересна, но не было времени.

Интересно, что я только что, на прошлой неделе, наткнулся на выступления Переслегина и решил поближе с ним познакомиться до того как-то мимо проходил). Пока что слушаю разные фрагменты выступлений, в т.ч. про уровни знания и типы мышления. До "Суммы стратегий" не добрался ещё , но поставил на очередь.

Reply

vchernik July 6 2018, 11:52:35 UTC

См. также Типы организации (способы) мышления по книге Переслегина «Сумма стратегий»

>>Это больше похоже не на решение учениками школьных задач, а на деятельность следователя или разведчика.

Уже имеется название для такого рода деятельности - решатель (или Траблшутинг - новое иностранное слово в русском языке.) (не путать с решалами;-))).

Траблшутинг. Как решать нерешаемые задачи, посмотрев на проблему с другой стороны (о книге Сергея Фаера).

Академия траблшутинга. Фаер Сергей Алексеевич.

СЕРГЕЙ ФАЕР Сделай себе извилину (тренинг решателя)

А ещё заговорили о всякого рода спецназах, которые вроде как и есть те самые решатели. Не всем милитаристское слово "спецназ" нравится, но попробуйте предложить не менее энергичную метафору.

Программистский спецназ

1) Как готовить программистов? И каких готовить?
(спецназ [...] должен обладать ровно одним навыком: уметь решать проблемы)

2) Методика подготовки решателей (Это методика «листочки» Николая Николаевича Константинова (Википедия его знает3) В ссылках ещё всплывал математик из ( ... )

Reply


Некоторое продолжение a_bugaev May 16 2019, 09:47:31 UTC
Скопирую сюда из ФБ, чтоб не пропало там
----

СТАДИИ РАЗВИТИЯ МЫШЛЕНИЯВ продолжение вчерашней серии про мышление ( ... )

Reply


Leave a comment

Up