В связи с
идеей Всеволода Орлова о мультимедийном энциклопедическом издании классики. Давняя моя неосуществленная и, по-видимому, неосуществимая мечта - сделать издательство электронных книг, которое не тупо переносит буквы с бумаги на экран, но открывает весь потенциал, заложенный в электронном формате и до сих пор ни одной собакой не реализованный.
Каждая книга должна стать энциклопедией себя и окрестностей, будучи снабжена не просто профессиональным комментарием, но комментарием а) аналитическим; б) мультиинформационным, если можно так выразиться, включающим необходимый иллюстративный материал, музыкальные фрагменты и т.д.
Сева написал это в связи с
комментарием Лекманова и Дзюбенко к "Чистому понедельнику" Бунина.
Мне же сразу вспомнились несколько книг. Некотрые из них сами с полным правом могут претендовать на звание энциклопедии русской жизни, другие стали центром (как теперь выражаются, "точкой сборки") энциклопедических проектов.
Начать с "Евгения Онегина".
В школе мне было непонятно, почему Белинский назвал его энциклопедией русской жизни, понял я это только когда прочёл фундаментальный
комментарий Лотмана. Разумеется, тут не только комментарий Лотмана, и не только
Набокова, это только самые известные комментаторы, а тема почти бесконечная.
Дальше, конечно, и "Горе от ума" обязательно, и "Мёртвые души", и "Войну и мир", и ... Нет, нужно себя остановить, иначе придётся перечислять всю русскую классику. Скажу только, что обязательно не забыть ценнейшую
"Энциклопедию русского быта" Юрия Федосюка. Это уже комментарий не к конкретному произведению, а ко всему корпусу текстов русского девятнадцаторго века.
Перескочим сразу в век двадцатый, и тоже пунктиром, по культовым текстам.
Через Ильфа и Петрова (см.
проект с комментариями Щеглова, Одесского и Фельдмана)
...
через Булгакова (см., например,
проект на основе энциклопедии)
...
и до великой поэмы Ерофеева "Москва-Петушки"
-
Текст на специализированном сайте
-
Авторское чтение-
Издание с комментарием Эдуарда Власова (в сети текста я не нашёл, но есть
снимки пары десятков страниц).
А как эпитафия советскому периоду - поэма "Сквозь прощальные слёзы" Тимура Кибирова
-
Текст-
Авторское чтение (передача 1987 г на радио "Свобода", с музыкальными вставками, но без III главы)
-
Коллективный комментарий к "Вступлению" под рук. Олега Лекманова.