Андроник (не раз однозначно выражавший своё неприятие Путина)
спрашивает вчерашних демонстрантов-антипутинцев "Антинародные" гуляния
Не очаровывайся - не будет разочарований.
Я никаких чудес от этой Манежки не ждал, и отсутствие таковых меня не удивило.
Как раз удивили по возвращению оттуда обескураженность и даже обида тех, кто, оказывается ждал. Я уж не знаю чего - кровопролитиев ли со стороны Тирана, штурма ли Кутафьей башни со стороны протестующих.
Особенно интересно было читать "не-братьев". Сначала с надеждой ожидавших "нового майдана", затем мрачно констатировавших, что московские хипстеры оказались недостойны киевских товарищей, и немного подемонстрировав мирно разошлись по домам.
Но у меня вопрос к в некоторых-местах-единеомышленникам моим непутинистам. Тем, которые вышли, и от которых, оказывается прогрессивная русскоязычная общественность в Киеве и Нью-Йорке, Тель-Авиве и Праге так много ждала. А вы - не оправдали.
Вы - вот каждый по отдельности - что, впрямь, рассматривали вариант остаться там на ночь, а потомм еще на ночь, готовить коктейли Молотова, выколупывать брусчатку из близлежащей Красной площади и кидаться ей в ОМОН?
Я не про трусость сейчас говорю, или, наоборот, храбрость.
Но я о другом - Вы вот точно всерьез собирались не показать власти свое несогласие с неправедным политическим приговором известному общественному деятелю, а намеревались майдан в Москве устроить? Вот такой же как в Киеве и на Украине, вообще - вот со всеми радостями и чудесами, которые ему сопутствовали, а уж тем более, теми, которые ему воспоследовали?
Вам происходящее сейчас на Украине нравится? А ведь Россия - это и на самом деле не Украине. У нас все это было бы на порядок страшнее и кровавей, мучительней, темнее, холоднее, голоднее, каннибалистей и душигубестее. И по сравнению с нашими тонтон-макутами эти нашумевшие хунвейбины из Сумского университета зайчиками показались бы.
Вы ведь именно поэтому просто помитинговали, подемонстировали, пофланировали по слепящей огнями дорогущих магазинов Тверской под прицельным взглядом на редкость многочисленного и на редкость перепуганного на этот раз ОМОНА-полициии даже, кажется, вэвэшников и разошлись?
Я вас правильно понял?
В комментариях к этой записи дали ссылку на
годичной давности разговор. Это начало февраля 2014, Майдан ещё не победил и тот же Андроник смотрит на проблему несколько иначе:
Я вижу, что мирные методы протеста и/или попыток изменить нетерпимую ситуацию при нынешней власти не просто не дают результата, но даже воспринимаются вот подобным образом - как подтверждение того, что имеющаяся властная группировка (если исходить из ее целей и задач) все делает наилучшим образом для сохранения своей власти и вытекающих из этой власти радостей жизни.
Я знаю, что методы силовые плохи и сами по себе - везде, а тем более с учетом нынешнего политического расклада в нашей стране, а тем более с учетом нашей политической и правовой культуры, а тем более с учетом давней и недавней истории нашей страны, а тем более с учетом конкретных персоналий как представителей власти, так и тех, кто теоретически мог бы к силовым методам прибегнуть с другой стороны баррикад. С учетом всего этого то, что случилось в 93 году я воспринимаю, как нечто очень плохое с далеко идущими последствиями, но далеко не самое худшее, что могло бы быть, и могло быть с большой вероятностью. И может произойти.
И у меня нет ответа на вопрос, что в этой ситуации должен делать ответственный гражданин, буде у него силы, смелость и здравый смысл для изменения ситуации к лучшему.
Предложение "возделывать свой сад", безусловно, правильное и хорошее. И оно, вообще, в большинстве ситуаций самое правильное.
Но при этом нужно понимать два обстоятельства.
Во-первых, мы живем в стране, где любой сад может быть в любой момент сметен левиафаном, который в своем движении даже не заметить. Конечно, левиафан в любой стране это может сделать, но у нас это, к сожалению слишком частое и катастрофическое явление.
Во-вторых, как человек, живя в обществе, не может быть свободным от этого общества, так и этот сад, находясь в той среде, которая его окружает, свободным от нее, даже сохранившись, никогда не будет. А чтобы изменить среду, надо изменить систему.
И в том февральском обсуждении был примечательный разговор, где
Леонид Блехер излагает Андронику свой взгляд на проблему революции.
В разговоре этом давняя тема, она идёт от Бёрка и Токвиля, об этом спорили в России времён народовольцев, схожие мысли Алданов вложил в уста Ламорта, отголоски их звучали в спорах конца 1980-х, когда неприятие революционных потрясений не считалось в либеральных кругах чем-то постыдным.
----------
Подъем революционаризма, произошедший лет десять назад, всегда представляется мне диким и безумным; и во многом потому, что те споры о революциях 1789 и 1917 я пропустил через себя в том возрасте, когда формируется не только конкретное мировоззрение, а общий стиль мировосприятия. И когда я вижу, как гордый буревестник пытается зайти на очередной круг, и как умные, хорошие, неравнодушные люди снова и снова попадают в эту ловушку, мне кажется, что причина тут в какой-то принципиальной уязвимости разума.