http://youtu.be/V4oxypOZnlg Первые ощущения:
- мелодия от Галича ("Ещё раз о чёрте")[1]
- название и основная идея - от Карякина ("Россия, ты одурела!").
- а вот банальные слова с претензией на глубину и интонация со слезой - это от Макаревича.
Но чувствуется - он искренне так думает и искренне переживает (слеза, кажется, неподдельная).
После первых ощущений слышишь рефрен "не быть говном".
Это вторая мысль (после "моя страна сошла с ума), и ударная. Два раза повторяется: выбор "не быть говном" дает ключ к жизни: "и жить легко, и умирать".
Содержание выбора не раскрывается, видимо, это считается очевидным. Аудитория аплодирует, ей тоже понятно. А ведь тут и основная засада, и ключевая подмена.
В чем же этот выбор "не быть говном"? Что за рецепт, с которым легко жить и умирать?
Ну, допустим, про "жить и умирать" - это поэтическая гипербола, допустим, речь не о рецепте жизни, а о том, как быть, что выбрать сейчас.
Если выбор "быть против войны", то как же принятие "АТО"?
Если выбор "быть против власти", то банально, глупо, и уж точно совсем не ново. И слеза от внезапного горького прозрения тут не покатится.
Есть ещё популярная конструкция "я против вмешательства Путина, а дальше они пусть сами разбираются, это их дело". Убедительнлсть её обманчива, со стороны видна добровольная слепота или изощренная иэбирательность. Но даже и этот вариант не проходит. Если даже "чужая страна, пусть сами разбираются", то как же концерт на освобождённых территориях, когда рядом бомбят Донецк и Луганск?
Ну а если всё-таки по совести и справедливости (как подсказывает смысл слов "не быть говном"), то избирательная слепота противопоказана. Массовые убийства преступны, даже если они происходят в другой стране.
------------
1, Мелодия с небольшими интонационными изменениями, переход в мажор всё-таки макаревичский, акцентировка тоже. Но Галич слышен очень отчётливо .