Исходный тезис: «Несомненно, что восприятие русского народа представителями западных культур с самых ранних времён уже не могло не быть предвзятым» (с. 29).
А если несомненно (и в самом деле, чего сомневаться?), то нужно только подобрать к готовому ответу условие задачи и доказательства, что не так уж и сложно, хотя и трудоемко.
Для этого используются три основных метода. Во-первых, цитирование без всякого контекста, вне всякого смысла того, откуда извлечена цитата, любых фраз, которые «льют воду на мельницу». Во-вторых, изоляция цитируемых фраз от общей позиции их автора, а также от исторических обстоятельств, в которых возник сам текст и которые повлияли на его содержание (например, русско-польские отношения на протяжении их истории и реакция на них обеих сторон). В-третьих, полное исключение из анализа параллелей между «русофобией» и другими издавна существующими в истории формами взаимной неприязни народов (кроме антисемитизма). То есть того, о чем критически цитируемый автором И.Ильин писал: :«Подобно тому, как есть “англофобы”,“германофобы”, “японофобы”, так мир изобилует “русофобами”…». (С. 27) Тут достаточно припомнить хотя бы историю франко-немецких отношений или «Зимние заметки о летних впечатлениях» Достоевского, которые после предисловия начинаются со слов Фонвизина, писавшего: «Рассудка француз не имеет, да и иметь его почел бы за величайшее для себя несчастье». Но это так, попутно.
Суть же в том, что с помощью этих трех методов автору удалось собрать большую коллекцию пугающих высказываний, относящихся к разным временам, народам, людям и ситуациям, и получить в итоге действительно ужасающий коллаж, подобие какого-нибудь кадавра в «фильме ужасов». Есть он или нет на самом деле, а все равно страшно. Чтобы не сказать стра-а-ашно…
Главная мысль статьи такова (курсив автора): «Русофобия - это западная по происхождению идеология, утверждающая злую природу русского народа» (с. 36).
При этом утверждается, что: «Русофобский образ состоит из ряда идеологем, которые стабильно воспроизводятся из века в век» (с. 37), «…Русофобская идеология очень внутренне цельная и логичная, она почти не изменилась за полтысячелетия» (с.60).
В результате русофобами, то есть единомышленниками в обсуждаемом вопросе, оказываются, в частности, такие люди, как: Герберштейн, Монтескье, Вольтер, Наполеон, де Кюстин, Мицкевич, Маркс, Киплинг, Джон Рид, Геббельс, Вайда, Конквист, а также Герцен, Троцкий, Т.Канделаки, Познер, А.Кончаловский, Юргенс, Ю.Пивоваров, Жванецкий и многие другие. Такая вот ошарашивающая компания. Кругом враги!
По-моему, одного этого списка достаточно для того чтобы понять, что с автором, несомненным эрудитом и интеллектуалом, далеко не все в порядке. Не берусь с уверенностью утверждать, но, кажется, в медицине что-то подобное называется "манией преследования".
Вывод Ваш про автора мне понятен, а вот что насчёт описываемого предмета? Плод ли это воспалённого воображения, или сильное преувеличение чего-то малосущественного?
...Критически цитируемый автором И.Ильин писал: :«Подобно тому, как есть “англофобы”,“германофобы”, “японофобы”, так мир изобилует “русофобами”… (с. 27) .
Вот это самое и есть. И все это, конечно, надо изучать, сравнивая этнофобии у разных народов в разное время и в разных обстоятельствах (поскольку тут исторически переменные величины). Иначе картина получится грубо искаженной в силу односторонности взгляда. Кроме того, сюжеты, связанные с "русофобией", незачем искусственно онтологизировать, придавать им характер зловещей константы, непомерно раздувая их масштабы. Наконец, обращаясь к теме "русофобии", не следует валить в одну кучу государство и народ, войну и борьбу между странами за сферы влияния, религиозные разногласия (например, между восточным и западным христианством) и цивилизационные конфликты (скажем, Европа - Азия), национальную критику (включая самокритику) и национальную нетерпимость, целостную систему взглядов (по тем же национальным вопросам) и случайные, разрозненные высказывания, собственно этнонациональную рознь и политический или социальный протест... И т.д. Если же все это варить в одной кастрюле, то и выйдет то, что мы получили на этот раз, а именно - сильное преувеличение, ставшее плодом воспаленного воображения. Запутывание вопроса в форме его мнимого прояснения. В результате чего, в частности, "русофобами", исповедующими "ряд идеологем, которые стабильно воспроизводятся из века в век" и сводятся к утверждению "злой природы русского человека", оказались, к примеру, Ш.Монтескье, Й.Геббельс и В.Познер. Так сказать, "научно доказано". Не говоря уже о многом другом.
Думать нормально - это всего лишь нормально, не более. Я бы может, и не стал столь полемически высказываться в журнале едва-едва вернувшегося из отпуска автора, если бы за насильственно сконструированной О.Неменским концепцией "русофобии как идеологии" не видел другой идеологической конструкции. Она не нова и сводится к тому, что Россия окружена врагами, русских издавна ненавидят и хотят причинить им вред, а русскую землю захватить. Это называется "идеология (психология) осажденной крепости". С вытекающими из нее для страны и народа очень опасными и вредными последствиями.
Ну конечно. Но насаждается эта идеология (психология) настолько активно, что просто уже не знаешь, куды бечь. Судя по всему, даже хозяин журнала повелся :) (Саша, если не так, извини!) Используется очень простая и практически беспроигрышная стратегия манипулирования общественным сознанием. Ну это же так приятно, когда причина того, что не хватило электричества, а потом избыток оного вредил, находится не внутри, а где-то там, вовне. Враги виноваты.
Полностью согласен с Вами. За скрытую цитату из сами знаете кого - отдельное спасибо. Беда в том, что все равно никого ни в чем не переубедишь, хотя речь идет о вещах далеко не шуточных: это игра с огнем. Так что если что-то-надо объяснять...
К сожалению, нет . Я там зарегистрирован, но, стыдно сказать, так плохо разбираюсь в тамошней пестроте, что дальше этого дело не пошло. Поэтому извините за непрочтение (не "непочтение"). Если не возражаете, давайте пользоваться старыми дедовскими методами.
Ваш вопрос, конечно, риторический: ответ знаем мы оба. А к чему ближе ее бытование... Если отвечать всерьез, то говорить нужно много, во избежание превратных толкований. Честно говоря, после всего, что я здесь понаписал, делать еще один тематический поворот для меня попросту неподъемно. Не сочтите, что я уклоняюсь от ответа. Правда...
Да я как-то привык разделять описание и оценку. И не считаю, что ежели какие-то сюжеты могут использовать нехорошие люди в своих нехороших целях, то о сюжетах этих нельзя говорить, а лучше вообще не замечать.
Про "нельзя говорить, а лучше вообще не замечать" сейчас крамольное скажу. Мне кажется, что о некоторых вещах - которые ДА проблема и ДА важная - в публичном пространстве лучше по возможности не говорить, дабы не провоцировать и не будить зверя. Простой пример: вот скажи, во времена нашего детства что, не было маньяков и убийц? Были. Но пятилетние дети спокойно гуляли одни во дворах, и родителям в голову не приходило, что их могут украсть, убить, надругаться над ними. Такие случаи наверняка бывали, но если бы они были массовыми, об этом бы так или иначе становилось известно. Сегодня все это сплошь и рядом. Неужели маньяков стало НАСТОЛЬКО больше? Не верится. Просто когда об этом трубят, как ты выражаешься, из каждого утюга, находятся особи, которые воспринимают это как идею и руководство к действию. То же и с так называемой "русофобией". Кому-то надо занять этой ерундой оркские головы. Получается очень успешно. Я вот думаю, что НЕ НАДО говорить о русофобии. Ну НЕТ такой проблемы, она придумана. Во вполне понятных целях, о которых уже сказал А.А.
А как же ты тогда солидаризировалась с комментарием А.А,, где высказано согласие с тезисом Ильина «Подобно тому, как есть “англофобы”,“германофобы”, “японофобы”, так мир изобилует “русофобами” …» и далее чёрным по белому сказано: "И все это, конечно, надо изучать, сравнивая этнофобии у разных народов в разное время и в разных обстоятельствах (поскольку тут исторически переменные величины)."
Исходный тезис:
«Несомненно, что восприятие русского народа представителями западных культур с самых ранних времён уже не могло не быть предвзятым» (с. 29).
А если несомненно (и в самом деле, чего сомневаться?), то нужно только подобрать к готовому ответу условие задачи и доказательства, что не так уж и сложно, хотя и трудоемко.
Для этого используются три основных метода.
Во-первых, цитирование без всякого контекста, вне всякого смысла того, откуда извлечена цитата, любых фраз, которые «льют воду на мельницу».
Во-вторых, изоляция цитируемых фраз от общей позиции их автора, а также от исторических обстоятельств, в которых возник сам текст и которые повлияли на его содержание (например, русско-польские отношения на протяжении их истории и реакция на них обеих сторон).
В-третьих, полное исключение из анализа параллелей между «русофобией» и другими издавна существующими в истории формами взаимной неприязни народов (кроме антисемитизма). То есть того, о чем критически цитируемый автором И.Ильин писал: :«Подобно тому, как есть “англофобы”,“германофобы”, “японофобы”, так мир изобилует “русофобами”…». (С. 27) Тут достаточно припомнить хотя бы историю франко-немецких отношений или «Зимние заметки о летних впечатлениях» Достоевского, которые после предисловия начинаются со слов Фонвизина, писавшего: «Рассудка француз не имеет, да и иметь его почел бы за величайшее для себя несчастье». Но это так, попутно.
Суть же в том, что с помощью этих трех методов автору удалось собрать большую коллекцию пугающих высказываний, относящихся к разным временам, народам, людям и ситуациям, и получить в итоге действительно ужасающий коллаж, подобие какого-нибудь кадавра в «фильме ужасов». Есть он или нет на самом деле, а все равно страшно. Чтобы не сказать стра-а-ашно…
Главная мысль статьи такова (курсив автора):
«Русофобия - это западная по происхождению идеология, утверждающая злую природу русского народа» (с. 36).
При этом утверждается, что:
«Русофобский образ состоит из ряда идеологем, которые стабильно воспроизводятся из века в век» (с. 37),
«…Русофобская идеология очень внутренне цельная и логичная, она почти не изменилась за полтысячелетия» (с.60).
В результате русофобами, то есть единомышленниками в обсуждаемом вопросе, оказываются, в частности, такие люди, как:
Герберштейн, Монтескье, Вольтер, Наполеон, де Кюстин, Мицкевич, Маркс, Киплинг, Джон Рид, Геббельс, Вайда, Конквист, а также Герцен, Троцкий, Т.Канделаки, Познер, А.Кончаловский, Юргенс, Ю.Пивоваров, Жванецкий и многие другие. Такая вот ошарашивающая компания. Кругом враги!
По-моему, одного этого списка достаточно для того чтобы понять, что с автором, несомненным эрудитом и интеллектуалом, далеко не все в порядке. Не берусь с уверенностью утверждать, но, кажется, в медицине что-то подобное называется "манией преследования".
Reply
Reply
Вот это самое и есть. И все это, конечно, надо изучать, сравнивая этнофобии у разных народов в разное время и в разных обстоятельствах (поскольку тут исторически переменные величины). Иначе картина получится грубо искаженной в силу односторонности взгляда.
Кроме того, сюжеты, связанные с "русофобией", незачем искусственно онтологизировать, придавать им характер зловещей константы, непомерно раздувая их масштабы.
Наконец, обращаясь к теме "русофобии", не следует валить в одну кучу государство и народ, войну и борьбу между странами за сферы влияния, религиозные разногласия (например, между восточным и западным христианством) и цивилизационные конфликты (скажем, Европа - Азия), национальную критику (включая самокритику) и национальную нетерпимость, целостную систему взглядов (по тем же национальным вопросам) и случайные, разрозненные высказывания, собственно этнонациональную рознь и политический или социальный протест... И т.д.
Если же все это варить в одной кастрюле, то и выйдет то, что мы получили на этот раз, а именно - сильное преувеличение, ставшее плодом воспаленного воображения. Запутывание вопроса в форме его мнимого прояснения. В результате чего, в частности, "русофобами", исповедующими "ряд идеологем, которые стабильно воспроизводятся из века в век" и сводятся к утверждению "злой природы русского человека", оказались, к примеру, Ш.Монтескье, Й.Геббельс и В.Познер. Так сказать, "научно доказано".
Не говоря уже о многом другом.
Reply
Reply
Я бы может, и не стал столь полемически высказываться в журнале едва-едва вернувшегося из отпуска автора, если бы за насильственно сконструированной О.Неменским концепцией "русофобии как идеологии" не видел другой идеологической конструкции. Она не нова и сводится к тому, что Россия окружена врагами, русских издавна ненавидят и хотят причинить им вред, а русскую землю захватить. Это называется "идеология (психология) осажденной крепости". С вытекающими из нее для страны и народа очень опасными и вредными последствиями.
Reply
Используется очень простая и практически беспроигрышная стратегия манипулирования общественным сознанием. Ну это же так приятно, когда причина того, что не хватило электричества, а потом избыток оного вредил, находится не внутри, а где-то там, вовне. Враги виноваты.
Reply
За скрытую цитату из сами знаете кого - отдельное спасибо.
Беда в том, что все равно никого ни в чем не переубедишь, хотя речь идет о вещах далеко не шуточных: это игра с огнем.
Так что если что-то-надо объяснять...
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Мне кажется, что о некоторых вещах - которые ДА проблема и ДА важная - в публичном пространстве лучше по возможности не говорить, дабы не провоцировать и не будить зверя. Простой пример: вот скажи, во времена нашего детства что, не было маньяков и убийц? Были. Но пятилетние дети спокойно гуляли одни во дворах, и родителям в голову не приходило, что их могут украсть, убить, надругаться над ними. Такие случаи наверняка бывали, но если бы они были массовыми, об этом бы так или иначе становилось известно. Сегодня все это сплошь и рядом. Неужели маньяков стало НАСТОЛЬКО больше? Не верится. Просто когда об этом трубят, как ты выражаешься, из каждого утюга, находятся особи, которые воспринимают это как идею и руководство к действию.
То же и с так называемой "русофобией". Кому-то надо занять этой ерундой оркские головы. Получается очень успешно. Я вот думаю, что НЕ НАДО говорить о русофобии. Ну НЕТ такой проблемы, она придумана. Во вполне понятных целях, о которых уже сказал А.А.
Reply
"И все это, конечно, надо изучать, сравнивая этнофобии у разных народов в разное время и в разных обстоятельствах (поскольку тут исторически переменные величины)."
Reply
Leave a comment