Этнорелигиозные ссылки

May 15, 2013 13:07

Новая статья Михаила Ремизова
Неединая Россия: картография этнорелигиозных угроз

Как всегда у этого автора - ясность выражений, точность формулировок, концентрированность смысла. Сдержанный тон тоже является его плюсом. но не нужно этим обманываться - бомба тикает.

(кстати, кто пропустил - тексты Ремизова есть на АПН.ру, там же рекомендую не пропускать тексты Олега Неменского. Для интересующихся теоретическими вопросами формирования нации тексты Неменского и Ремизова - это ценное чтение.)

-----------------
пара иллюстраций из совсем свежих новостей (политкорректности даже на Ленте.ру сильно поубавилось)
http://lenta.ru/news/2013/05/13/eleven/
http://lenta.ru/articles/2013/05/14/band/

-----------------
Рядом с этой темой текст Алексея Муравьёва Вокруг Tsarnaevcase: объяснения американским коллегам.
Он совсем не только про Царнаевых: Я обычно американским коллегам объясняю, что кавказские горские сообщества с тейповой структурой, с суфийскими тарикатами и оборонным сознанием - это как бы «недо-структура» в рамках имперской системы. В до-имперском виде они вполне самодостаточны. А тут оказывается, что внутренних ресурсов мало, есть обычаи грабежа, аутсорсинг своего рода, плюс архаическое представление «свои-чужие»… Идея самодостаточности культурной и несамодостаточности экономической. Социально они мимкрируют, адаптируются. Надо как-то выживать. Как только экономическая модель существования становится малоэффективной, начинается «набег». У нас это и фальшивые авизо, и еще что-то.

Но хуже всего, когда в этой фазе им в качестве объяснения попадается фундаментальный ислам. Это хуже спички на автозаправке. Было же все просто - есть чужие, у которых много власти и денег, они виноваты в том, что у правоверных их мало. Но вместо горского решения - уйти в набег - фундаменталисты предлагают решение - «отомстить» во имя великих ценностей. То есть решение религиозно-психологическое вместо экономического. Вот и вся подоплека. Тут рецепт только один есть - вовлекать в экономическую деятельность, иначе всегда найдется фундаменталистский «Миша-имам», который, кстати, совсем не чеченский горец, а армянин.
...
Но думать интересно в сравнении, да и коллеги нет-нет, да и скажут, что-де «Russians» виноваты в деле Царнаевых. И отчасти это правда, именно русская имперская культура вытащила горские народы на имперское пространство и, не дав им удобных и доступных способов встраивания в структуру, спровоцировала на проецирование горских обычаев вовне. И уже на все это наложился турецкий или, скорее, персидский радикальный ислам. Как ни странно, структура Советского союза в силу индифферентности к традиционным религиям давала горцам возможность как-то встраиваться. А российская современность с ее бесструктурностью с одной стороны и претензией на религиозную идентичность вызывает возврат назад и бегство в удобный мир схем, порожденных конфликтами на средневековом Ближнем Востоке. Русская культура и русская история, сама лишенная структурной оси в ходе модернизационной ломки, не смогла толком встроить их в себя. И возникла жесткая реакция социального организма, нечто вроде болезни. Поэтому да, Царнаевы - Russians в каком-то смысле.

-----------
Декларация по вопросам джихада, халифата и применения норм шариата
принята на Международной богословской конференции «Исламская доктрина против радикализма» (по ссылке от протодиакона Андрея Кураева)

Много раз читал, что современные исламские авторитеты проповедуют мирный характер ислама и трактуют джихад в первую очередь как борьбу с грехом. Ну так этот текст позволяет познакомиться подробно и с обоснованием мирного характера ислама, и со стилистикой такого обоснования.

Говорят ещё, что эти примирительные речи обращены к Западу, чтобы успокоить, снизить градус. В данном случае декларация публичная и широковещательная и обращена в т.ч. к своим, в первую очередь к горячей молодёжи. Так что особо любопытно.

nation, remizov, politically_incorrect

Previous post Next post
Up