Мне несколько раз приходилось беседовать с разными людьми по поводу межполовых отношений и, в частности, по поводу целомудрия и о том, что можно до брака, а чего нельзя.
Христианская позиция, которую я не всегда понимал, но неизменно отстаивал, известна всем: исключительная моногамия, вплоть до крайней нежелательности развода и второго брака, и недопустимость добрачных связей.
Что касается моногамии, то ее обосновать более-менее легко, и я не буду на этом останавливаться. По второму же пункту мои собеседники и собеседницы, как правило, приходили в недоумение и спрашивали: "А зачем нужна печать в паспорте, если мы друг друга любим, не собираемся расходиться, и вообще, плевать на эти формальности, все должно быть естественно." Говорили мне также, что воздержание в подобной ситуации должен внести в жизнь дисгармонию и т.д.
Я пытался им возражать, но чувствовал, что все мои аргументы явно недостаточны. И только недавно я понял, какова причина такого запрета.
Кроется она вот в чем: отношения между полами, как известно, включают в себя много различных факторов. И один из таких факторов - понятие дома. Для нормальных супружеских отношений необходим дом, необходим уют и покой. Поэтому до обретения дома ничего между влюбленными не должно быть - иначе возникнет весьма мучительный раскол, старые, дружеские отношения распадутся, а супружеские не смогут сформироваться в полной мере.
А ведь штамп в паспорте влюбленные ставить не хотят, хотя это им, порой, никто не запрещает, именно потому, что отсутствует дом. Все почему-то понимают, что этот штамп как-то обязывает к тому, чтобы жить вместе. А такая возможность есть, к сожаленю, далеко не у всех.
Не буду здесь писать про остальные аспекты воздержания - они куда более очевидны. Напомню только о том, что естественность наших желаний очень преувеличена. Животное хочет только когда оно хочет, а человек - еще и тогда, когда он хочет хотеть. И еще напомню слова Льюиса, о том, что часовой на посту должен гнать прочь даже такую естественную и необходимую вещь, как сон...
Не буду писать здесь и про венчание - напомню только, что в древней Церкви этого чина не было, хотя, разумеется, христане молились Богу о том, чтобы Он сам устроил и направил их брак. Посему Церковь не призывает людей считать невенчаные браки блудным сожительством, хотя напоминает, что "если Господь не созиждет дома, напрасно трудится строящий его".
Еще литература по данному вопросу
К.С.Льюис, Право на счастье
http://biblion.narod.ru/htm/Klayv_Liuis_-_Pravo_na_schaste.htmК.С. Льюис "Просто Христианство",
http://www.goldentime.ru/hrs_lewis_3.htmМитрополит Антоний Сурожский, "Вопросы брака и семьи"
http://www.practica.ru/Ma/index.htmМитрополит Антоний Сурожский, "Берегитесь, братья мои, священники"
http://www.metropolit-anthony.orc.ru/html/beregi.htm