Готический интерьер: скульптура, живопись и мебель

Mar 26, 2011 08:55

Чтобы закончить тему с Базелем и перейти уже наконец к Цюриху и Люцерну, хочу выложить сюда свои фотографии интерьера Базельского Мюнстера. А точнее, наиболее любопытных его частей.

Хочу в качестве короткого предисловия сказать, что ни в Википедии, ни в путеводителе Dorlin Kindersley, ни в официальном буклете "The Cahedral of Basel", ни даже в моих запросах с немым упреком к гуглу по темам "Basel Munster chairs", "Basel Cathedral bench" и т.п. не встречается ни единого упоминания о совершенно волшебной средневековой мебели, в изобилии наполняющей собою собор.




(стулья на переднем плане - современные, со стилизацией под общий стиль мебели в соборе)

Сам собор был основан в начале IX в. епископом Базельским Гатто (Hatto), бывшим одновременно аббатом Рейхенау; в 916 г. разрушен кочевниками (в буклете написано "гуннами", но, судя по дате, это были скорее мадьяры или булгары); вскоре после этого была начата постройка новой церкви, которая в 1019 г. была освящена. После пожара 1085 г. была построена Северная башня (Georgsturm). До сих пор о постройке того периода напоминает более светлая кладка нижних ярусов башни, сложенных из светлого розового известняка. В последней трети XII - начале XIII вв. была создана новая модель собора, построенная в позднероманско-готическом стиле. Новая постройка была начата при епископе Базеля Людвиге Фробургском (1164-1179), когда был возведен центральный неф. Считается, что при епископе Лютольде Арбургском (Lutold of ARbourg, 1192-1213) собор в общем уже был закончен. По свидетельству городских хроник, собор пострадал от пожара 1258 г. Епископ Генрих Невшательский (1262-1274) пристроил к нему Погребальную Часовню. В 1356 г. собор сильно пострадал от Базельского землетрясения, разрушившего его 4 угловых башни, после чего был полностью перестроен Йоханнесом Гмюндом (Johannes Gmünd), руководившим одновременно восстановлением собора в соседнем Фрибурге, в стиле немецкой готики.
Строительство было закончено Ульрихом фон Энзингеном (Ulrich von Ensingen), архитектором соборов в Ульме и Страсбурге, в 1421 г. Южная башня была закончена в 1500 г. Хансом фон Нюссдорф (Hans von Nußdorf).

Перейдем к описанию интерьеров.

Прежде всего хочу представить вам панель с апостолами, расположенную в правом боковом нефе, возле алтаря, в так называемой Fröwler Chapel (часовня девы?). Панель датируют 1100 годом и относят к позднероманскому рельефу. Попарно изображены шесть апостолов: Петр с Иоанном, Варфоломей с Иаковом и Симон с Иудой.




Для передачи оттенка камня дублирую неудачным снимком без вспышки:




Напротив, симметрично относительно алтаря, в северном боково нефе расположена панель мучений святого Винсента, датируемая также ок. 1100 г.




Удивительная для романского рельефа проработка камня, выдержанная в едином стиле композиция и... удивительная сохранность.

Третья достопримечательность интерьера собора - романские капители из розового известняка на хорах в алтарной части. Историки искусства относят их к позднероманскому стилю и датируют 1170-1190 гг. В их рельефах усматриваются и древнегерманский орнамент,




и народные мотивы, напоминающие по стилю ковер из Байо или миниатюры рукописей IX-XI вв.




Эпос о Беовульфе?




(у меня стоял автофокус и я снимал со штатной вспышкой, прошу не обсуждать качество снимка)

А это что??? Есть специалисты по древней Германии?







и вполне себе христианские сюжеты, узнаваемые и сегодня без дополнительных объяснений:










Интересна художественная трактовка фигуры императора Константина (?), по стилистике скорее древнеперсидская или вавилонская:




(та же просьба по качеству снимков)

Интересно, что уже здесь появляется мотив "Пирам и Фисба", весьма характерный для швейцарского искусства Возрождения, в частности, использованный выдающимся швейцарским мастером Никлаусом Мануэлем Дойчем (см. здесь про него статью в Википедии), и при этом почти не встречающийся где-либо за пределами Швейцарии, даже у мастеров Северного Возрождения из других стран.










По стилистике к капителям примыкает изображение грифона на напольной плите, датируемое 1170 г., забранное сейчас в стеклянную раму.




Лично мне орнаментальные экзерсисы скульпторов и живописцев швейцарского средневековья живо напоминают по своим сюжетам и манере исполнения орнаменты русских рукописей и древнерусскую же резьбу по кости и дереву. Но это отдельная тема.

Портал северного фасада украшен выполненными в схожем романском стиле фигурами и орнаментами все из того же розового известняка. Их датируют концом XII - нач. XIII вв.













Традиционные для христианских храмов символы четырех евангелистов:
















С внешней стены апсиды нас привествуют, дружелюбно помахивая хоботами, фантастические животные элефанты) работы все того же XII века.




В преамбулатории хоров на стене сохранилась роспись начала XIII века, свидетельствующая об освящении этого собора в 1202 г. в честь девы Марии. Надпись на латыни (насколько я смог разобрать простенький текст, напрягая в памяти основы латыни, пройденные на 1 курсе истфака) гласит: "Anno ab incarnacione Divini Millesimo Ducentisimo II dedicatum est hov altare in honore beate et gloriose Virginis Mariae / Venerabile Basilensis...", что означает "В год от воплощения Господня 1202 посвящен этот алтарь чести блаженной и славной Девы Марии, досточтимой Царицы...".




верхнее изображение, утверждает буклет, изображает епископа Лютольда Арбургского (1191-1213) и относится к 1202 г.

сам же он здесь и похоронен, внизу, в крипте.




По левую руку от центра преамбулатория изображен его предшественник епископ базельский Адальберт II (999-1025). Изображение также датируется 1202 г.




Адальберт также захоронен под полом хоров, в крипте.

Внизу, под хорами, располагается прекрасная романская крипта с остатками построек IX века, и фундаментами еще более ранних, дороманских, раннесредневековых построек.




В центре - гробница епископа базельского Рудольфа (919-?)

Росписи потолка крипты датируются самым началом XIII в. (ок. 1202 г.). Наиболее трогательная, на мой взгляд - Рождество Христово:




Нет, только вдумайтесь: фрески швейцарской готики рубежа XII-XIII вв.!!! Только закрытость и микроклимат крипты обеспечили такую удивительную сохранность.

К 1270-80-м гг. относится капелла с надгробием королевы Гертруды Анны, жены Рудольфа V Габсбурга, урожденной графини фон Хоненберг, умершей в 1281 г., и их малолетнего сына, королевича, графа Карла V Габсбурга, упокоившегося в 1276 г.
















Чтобы передать общую композицию этого удивительного по гармонии составных частей готического рельефа, помещаю здесь ее прорисовку. За неимением лучшего - из книги по искусству начала ХХ века)):




К 1385 г. относится надгробие Катарины, маркграфини Баденской, урожденной графини Тирстейн.







К тому же времени, точнее, "около 1375 г." относится и превосходные позднеготические скамьи, расположенные по краям главного нефа и в концах боковых, перед алтарем, под лестницей на хоры.




(стулья справа - современные)

На этом плане место расположения скамей помечено № 18.



















Удивительно, что об этих уникальных скамьях, о которых я расскажу ниже, нет упоминания ни в одном известном мне путеводителе. Датировка дана лишь для стоящего здесь же епископского кресла, еще более роскошного, фотографию которого, размещенную в буклете, я здесь не привожу.
Мебель, выполненная точно в том же готическом стиле, имеется также в Бернском соборе - очевидно, она была характерна для северных, немецкоязычных городов Швейцарии того времени. Близкая по стилю, но более поздняя - XVI век - есть также в Шильонском замке и в соборе Лозанны. Но там ее формы усожняются, она включает в себя уже архитектруные элементы, причем из пламенеющей готики. А здесь, в Базеле, ее формы еще просты, четки и изящны, как очертания флорентийских портиков, если сравнивать их с перегруженными барочными композициями Ватикана.




Скамья, возникает у меня уверенность, была разделена на сиденья, закрепленные за строго определенными людьми, которые в 1375 г. и заказывали резчикам изображать на сиденьях "говорящие" сюжеты.

В результате интерьер собора заполнился мифическими существами, животными, всевозможными растениями, скульптурами, изображающими портретно узнаваемых лиц (а вы говорите готическая скульптура!) разных профессий, сословий, изображенных за привычным им занятиям. Рыцари в кольчугах, мастеровые в характерной обхватывающей волосы тесьме, торговцы, ведущие под узду верблюдов, косцы в поле, монахи, обезьяны, куры на яйцах, саламандры, драконы и василиски, даже князь тьмы - все нашли для себя место под древними уже к тому времени сводами Базельского Мюнстера.
Подобно каменной резьбе Успенского собора древнего Владимира, эти скамьи представляют собой настоящую энциклопедию средневековой жизни и народных знаний, запечатлевают и передают нам мировоззрение швейцарского горожанина XIV века на все 360 градусов его весьма оригинального кругозора.



















Узнали бы вы этих людей на улицах Базеля, увидев их резные портреты в храме? Я бы точно узнал.










Вот вам и готика, друзья!




Еще немного.













Далее.




Обжора:




Олень.







Змей-горыныч.




Русалочка.




Саламандра.




Химера?










Обратите внимание, что многие знаки стилизованы под гербы или даже являются гербами.










Для сравнения - готическая мебель из собора Берна:




Похоже, работал один и тот же мастер, привыкший больше к высокому рельефу, чем к круглой скльптуре. У меня есть ощущение, что на плоскости он чувствует себя более уверенно. Что скажете?

Готика, Европа, Швейцария, Базель, История, История искусства, Архитектура

Previous post Next post
Up