Белоруссия. Полоцк. Спасо-Евфимиев монастырь. Фрески XII века.

Nov 13, 2012 06:58

Прошедшая на выходных поездка в Белоруссию обернулась незапланированным погружением в современную православную культуру.

Мы приехали в Спасо-Ефросиниев монастырь увидеть и сфотографировать открывшиеся реставраторам фрески XII века.




Считается, что фрески домонгольского периода сохранились в России лишь фрагментарно - в Софии Киевской, Софии Псковской, Софии Новгородской и еще в нескольких храмах, в основном - на нижнем уровне стен вне алтаря, всегда - отдельными фресками, из которых нельзя составить представление о росписи храма целиком.
Мало кто знает, что в 2005 году в Полоцкой Спасо-Преображенской церкви (1128-1156) на территории Спасо-Евфросиниевского монастыря искусствовед В.Д. Сарабьянов обнаружил фресковую роспись XII в., целиком сохранившуюся по всей церкви - от пола до купола под слоем позднейшей записки.

Именно ту фресковую роспись мы и приехали снимать.



Почти сразу же, войдя в монастырь, мы увидели матушку, 50-летнюю женщину, которая, прервав свой маршрут, пятнадцать минут благославляла всю нашу группу - кажого по отдельности, а затем прочла нам проповедь о любви, которую закончила кратким рассказом о жизни княгини Евфросинии Полоцкой, ее смерти в Иерусалиме, а также о происходящих у ее хранящихся в храме мощей чудесах. Одним из последних было чудо, свидетельницей которого стала сама матушка - выздоровление около 5 лет назад больной в последней стадии красной волчанкой женщине, которая лежала в Москве, не способная поднять руку из-за резких болей. Ее мать, желая помочь дочери, обратилась с просьбой о помощи к старцу Илию, который, помолившись и воложа руку женщине на лоб, указал ей с дочерью отправиться в Спасо-Евфросиниевскую обитель в Полоцк. Проделав с недвижной дочерью долгий путь на поезде, мать привезла девушку в монастырь. Приложившись к мощам Евфросинии, та почувствовала электрическую волну, прошедшую по телу с макушки до ног, как будто бы разряд тока прошел сквозь нее. Две недели они с матерью провели в монастыре, после чего вернулись домой. Спустя год мать девушки позвонила матушке. Матушка, рассказывая об этом, сказала, подавляя накатывающие слезы: "взяв трубку, я замерла. Думала: сейчас скажет: дочь скончалась". Женщина, однако, сообщила, что дочь полностью выдоровела, что засвидетельствовал лечащий врач, уже давно оставивший надежду помочь больной. Спустя еще два года мать позвонила снова и сказала, что девушка вышла замуж и родила мальчика, которого назвали Георгием и которого мать с бабушкой привезли в Спасо-Евфросиниев монастырь благословиться у настоятельницы.

Видели бы вы лица студенток-первокурсниц Суриковки после того, как матушка обняла и благословила каждую из них и особенно после ее рассказа. Половина студенток просто "зависла", совершенно забыв свою озадаченность древнерусским искусством и цель поездки тоже)

Матушка благословила нас на фотосъемку в храме, после чего мы направились поклониться мощам Евфросинии, в центральном храме монастыря, Крестовоздвиженском соборе.




Рака святой выполнена из серебра и покрыта сверху толстым стеклом.




Сквозь открытое стекло саркофага можно поцеловать место на стекле на уровне лица. Когда же крышка саркофага закрывается, Евфросиния созерцает Христа, чей образ написан на уровне ее лица же (прием, применявшийся создателями еще египетских саркофагов)




Мощи святой проделали долгий путь. Из Иерусалима, где княгиня упокоилась в 1173 г., они были перевезены в Киев и хранились в Киево-Печерской лавре до 1910 года, когда были перенесены в Полоцк, в основанный ею монастырь, где хранятся по настоящее время. В 1920-е гг., по словам местного экскурсовода, мощи извлекались из раки для участия в выставке мощей в Москве, однако после нее были благополучно возвращены на место. По словам матушки, высококлассный врач и одновременно один из иерархов РПЦ, чье имя она не стала называть, и кто специализируется на перепеленывании святых останков, перепеленав несколько лет назад мощи Евфросинии, поделился с матушкой своим удивлением относительно сохранности ее останков по сравнению даже с мощами других русских подвижников.

Поцеловав мощи и ощутив благодатную атмосферу, распространенную в соборе (http://youtu.be/ybZAb62fp30), мы отправились в старинный храм Спаса Преображения, в котором служила и жила в узенькой крестообразной келье на хорах матушка Евфросиния.

Храм сейчас закрыт. Служб в нем не проводится.




Внутри работают реставраторы. Его внутреннее пространство перекрыто лесами. Обратите внимание на расположение фресок, а также на чудесный традиционный славянский растительный орнамент, бегущий по углам стен.




Штукатурка кое-где снята до стен и обнажает древнерусскую плинфу, столь характерную для XII века.




Подробного описания фресок я здесь не планирую. Ограничусь ссылкой на единственную их публикацию и коротким фоторассказом.

Росписи колонн и стен нижнего яруса храма:

1.


2.


3.


4.


5.


6.


7.


На многих фресках прямо поверх нимбов начерчены граффити. Польские имена и даты на них недвусмысленно указывают на авторов: в 1580 году монастырь после взятия Полоцка Стефаном Баторием был отдан польским иезуитам. В 1654 году возвращен в православие. В 1667 году снова попал в руки иезуитов, в ведении которых оставался до 1820 года.
Основная часть датированных графити приходится на XVII-XVIII века:

8.


9.


10.


11.


12.


13.


Мержинские, Михальские, Сокольские. Мартин Циханович и Маркус Романович. Jakubus Molsky и мудак Wiktor Ulanow ... полная энциклопедия польского быдлоофицерства и солдатни. Подарок историку-палеографу. Находка для генеалога)). Я уже видел подобное, сделанное мусульманами в Албании. Но не увидел своими глазами - никогда не поверил бы, что польские католики способны на такое же.
















Даже представители рода Нарбутов, давшего миру историка Литвы Теодора Нарбута здесь отметились:




В роду не без урода, что ж.

Затем мы забрались на леса, стоящие в четыре уровня внутри собора и рассмтрели второй ярус росписи. Он сохранился гораздо лучше. На нем отсутсвуют графити польских солдат (шаловливые ручонки не дотянулись) и краски дошли до нас гораздо более яркими.

14.


15.


16.


17.


18.


Я еще раз напомню, что всё это - XII век.

19.


20.


21.


22.


23.


Вход Господень в Иерусалим

24.








25.


26.


27.


28.


Ещё раз напоминаю: всё это - не XV-XVI, а XII век.

29.


30.


31.


32.


Портреты людей XII века:

33.


34.


35.


36.


37.


38.


39.


Но удивительные вещи начали происходить, когда мы пробрались по третьему уровню лесов в алтарь, туда, где в апсидной нише написана евхаристия.

40.


41.


42.


43.


44.


45.


46.


47.


48.


49.


50.


В какой-то момент, когда мой напарник уже отснял алтарь и ушел наверх, на последний уровень лесов, под купол, мой фотоаппарат стал издавать странные звуки, похожие на помехи, которые слышны в мобильном телефоне от звонящего рядом другого мобильного. Фотоаппарат стал заметно медленнее работать. Затем на снимках стало появляться вот это:

51.


52.


Крупное пятнышко света появилось в северной части алтаря и пролетело в южную. Глазами я его не видел, но матрица фотоаппарата зафиксировала. Все, что ощущал в тот момент я, было треском в фотоаппарате, похожим на звук легких разрядов тока.
На следующем снимке белых пятен появилось такое количество, что я поспешил его удалить, как брак, не сразу сообразив, в чем дело.

Когда я вышел из алтаря, световые пятна на снимках перестали появляться. Фрески барабана, парусов и верхнего яруса стен я доснял без приключений.

53.


54.


55.


56.


Дотронулся рукой до крестообразного оконца над распятием и стал спускаться.

57.


Смущенный и слегка удивленный, я спустился с лесов и вышел из храма последним.

***********************************************************************************************************

Благословение Господне на вас, Того благодатию, и щедротами, и человеколюбием, всегда, ныне и присно и во веки веков, аминь.




P.S. По выходе из храма мы направились прямиком в трапезную, где матушка распорядилась накормить нас борщом, картошкой и компотом.

Белоруссия, путешествия, Христианство, РПЦ, Европа, Фото, Польша, Полоцк

Previous post Next post
Up