Ravenna. Sant Apollinare Nuovo.

Sep 09, 2012 08:30

Продолжаю баловать вас Равенной.
Продолжу свои архитектурно-исторические фотозаметки рассказом о базилике Сант Аполлинаре Нуово, расположенной в непосредственной близости от арианского баптистерия и в пяти минутах ходьбы от Сан-Витале.




По замыслу же эта базилика была изначально расположена подле королевского дворца Теодориха Великого (451-526), о чем свидетельствовала ныне не сохранившаяся надпись в апсиде храма «Theodoricus rex hanc ecclesiam a fundamentis in nomine Domini nostri Jesu Christi fecit» (о чем свидетельствукет архиепископ Андрео Агнелло, автор хроники «Liber Pontificalis Ecclesiae Ravennatis»).

Как и все построенные Теодорихом равеннские церкви, базилика принадлежала готам-арианам.
Внешний вид и интерьер церкви, а также наиболее ранние её мозаики (евангельский цикл, цикл Страстей, изображение дворца Теодориха и порта Классе) в значительной степени сохранились с арианских времён.




Однако, учитывая то, что она располоагалась в непосредственной близости от королевсого дворца, и была, возможно, "домашней базиликой" Теодориха, можно не сомневаться, что она была значительно богаче украшена мозаиками, мрамором и ценными металлами, нежели чем сейчас.

После завоевания Равенны император Юстиниан I своим эдиктом «Sancta Mater Ecclesia ravennas, vera Mater orthodoxa» передал все культовые здания ариан православным, и базилика в 561 году была освящена последними в честь святого Мартина Турского, прославившегося обличением арианского вероучения[2]. После этого, мозаики на арианские темы были частью переложены, частью зачернены (как гласит предание, это было сделано по требованию папы Григория Великого). В этот же период были выполнены мозаики вдоль северной и южной стен главного нефа, изображающие процессии мучеников и дев.

Внешний вид храма, сообщает нам Википедия , является типичным для остготских и лангобардских церквей: кирпичные стены расчленены пилястрами и сдвоенными окнами.

В связи с участившимися пиратскими набегами на Классе, находившееся за равеннским стенами, в 856 году в базилику из Сант-Аполлинаре-ин-Классе были перенесены мощи покровителя Равенны святого Аполлинария Равеннского (ум. 75 г.) .




Тогда храм был освящён третий раз - на этот раз в честь этого святого и получил своё настоящее название Сант-Аполлинаре-Нуово (то есть «новая» - для отличия от уже существовавшей в городе церкви Сант-Аполлинаре-Векло). Несмотря на то, что в 1748 году мощи святого Аполлинария были возвращены на своё изначальное место в Классе, базилика сохранила своё посвящение и название.

Базилика имеет три нефа, разделяемых колоннадой мраморных колонн (по 12 с каждой стороны) с коринфскими капителями и греческими буквами. Размеры базилики 42 на 21 метр. Из-за небольших размеров храма пространство боковых нефов сливается с центральным, чему способствует широкий шаг колонн. Центральный неф завершается барочной апсидой, предваряемой широким пресбитерием, отреставрированным в 1986 г.

В начале XI в. (а, по сообщению Википедии, в IX-X вв.) к храму была пристроена весьма интересная колокольня.
Возвышаясь на 38,5 м., она имеет типичную для большинства равеннских кампанил цилиндрическую форму. В частности, точно такие же колокольни "сопровождают" равеннские базилики Сан-Витале, Святого Франциска, Santa Maria Maggiore. Интересна она тем, что при ее проектировании, романские архитекторы использовали эффект оптической иллюзии. По мере возрастания этажности колокольни её оконные проёмы имеют прогрессию створок - от одной до трёх, что придаёт строению кажущуюся лёгкость.




Сама базилика была неоднократно перестроена. В VIII в. землетрясение повредило мозаики апсиды, созданные при архиепископе Агнелло, которые так и не были восстановлены. В XVI в. был построен взамен существовавшего новый портик-пронаос.




В 1514-1520 гг. из-за повышения уровня грунтовых вод пол базилики был поднят на 1,2 м по сравнению с первоначальным, в результате этой перестройки большая часть мозаичного пола VI века была утеряна. Базы колонн были полнятые над полом на новый уровень, колонны укорочены, что испортило гармонию пропорций.
В это же время была построена нынешняя апсида, подвергавшаяся впоследствии (в XVIII веке, в 1950 и 1986 гг.) значительным переделкам. В XVII веке был устроен ныне существующий кессонный потолок, заменивший ранее существовавший и известный только по названию (Святой Мартин в золотых небесах). От интерьера первоначальной церкви сохранились колонны нефов (с капителями), мозаики, а также кое-что еще)).

Наиболее интересны именно мозаики базилики. Создание мозаичного комплекса относится к эпохе Теодориха. В 560-х гг. мозаики были частично переложены, чтобы изжить память об остготских правителях Равенны. Сохранившиеся мозаики распололжены в три яруса на хорах нефа. В алтарной части, перестроенной сначала в VI, поврежденной землетрясением в VIII в., а затем снова перестроенной в XVI в. не сохранилось ни одного фрагмента древних мозаик.

• верхний ярус - евангельские сюжеты (северная стена содержит 13 сцен евангельских чудес и притчей, южная - 13 сцен Страстей Христовых),
• средний ярус - изображения пророков и святых,
• нижний ярус - процессии дев (северная сторона) и мучеников (южная сторона).

Если стоять лицом к алтарю, то по правую руку, на южной стене расположена стена "мужских" мозаик,




по левую, на северной - "женских":




Верхние ярусы (евангельские иллюстрации: притчи и чудеса) недоступны для фотографа, стоящего на полу, и я не хочу дублировать википедию, рассказывая о них.

На обоих стенах под мозаиками на евангельские сюжеты находятся изображения 36 пророков и святых, разделённых оконными проёмами, по 18 на каждой. Их фигуры помещены выше горизонтального фриза, отделяющего средний ярус стен от нижнего, что вместе с фигурами птиц и травой под ногами должно формировать мотив райского бытия святых. Святые обращены в фас к молящимся, они облачены в белоснежные одежды, их головы увенчаны нимбом, в руках у них книга или свиток, лица отличаются индивидуальными чертами (при этом среди персонажей встречаются как молодые, так и очень старые лица). Отсутствие среди указанных лиц каких-либо узнаваемых черт, характерных для иконографии определённых святых, позволяет отнести этот мозаичный ряд к эпохе Теодориха. Так же, как и в равеннском Баптистерии ариан, отсутствие надписей на мозаиках не позволяет однозначно идентифицировать изображённых святых.










В нижнем ряду южной стены помещено монументальное изображение процессии мучеников. Шествие начинается от здания, подписанного как Palatium, которое отождествляется с дворцом короля Теодориха.




В процессии участвует 26 святых (в порядке от алтаря к входу, то есть с востока на запад): Мартин Турский (ему в прошлом была посвящена базилика), священномученики Климент Римский, Сикст II Римский, архидиакон последнего велкомученик Лаврентий, исповедник Ипполит Римский, исповедник Корнелий Римский,




священномученик Киприан Карфагенский, мученик Кассиан, римские мученики Иоанн и Павел, мученик Виталий, сыновья последнего миланские мученики Гервасий и Протасий, равеннский мученик Урсицин, миланские мученики Набор и Феликс, равеннский епископ Аполлинарий, великомученики Себастьян, Димитрий Солунский, Поликарп Смирнский,




мученики Викентий, Панкратий, Хрисогон, Прот, Иовиний, Сабин. Фигуры святых разделяются пальмами (пальмы и цветы указывают на райские обители, в которых почивают святые), по цветочному полю, держа в руках свои мученические венцы, процессия подходит к сидящему на троне Иисусу Христу, окружённому четырьмя ангелами.




В руке Христа находится скипетр (???, гусары, молчать!), заменивший в результате реставрации Романа Кибеля (Roman Kibel) 1852-1860 гг. книгу, раскрытую на словах: «Ego sum Rex gloriae» (Аз есмь Царь славы).




Реставрация единодушно признается безобразной и испортившей прежний облик мозаик.

Храм сам по себе всегда - imago mundi и должен отображать по своей идее паноптикум представлений, убеждений и знаний его создателей. Глядя на эти мозаики 560-х гг., времени раннего средневековья, поражаешься, сколь много к тому моменту христианская церковь успела обрести своих святых. Мозаики Сант Аполлинаре свидетельствуют о гонениях Деция, Валериана и Диоклетиана, о мучениках, обезглавленных (погибших "легкой смертью"), убитых камнями и поджаренных заживо на бронзовой решетке.

Все изображённые святые (за исключением Мартина Турского и Лаврентия) облачены в одинаковые белые одежды - знак святости; на Мартине, в VI веке титульном святом базилики, поверх белого одеяния наброшен аметистовый паллий, а у Лаврентия под белой туникой видна ещё и золотая риза. В отличие от среднего мозаичного ряда все изображённые святые в нижнем ряду подписаны.

Как показали исследования, этот длинный мозаичный ряд совмещает в себе как мозаики эпохи Теодориха (Христос с ангелами, королевский дворец), хоть и изменённые в 560-х гг., так и мозаики собственно времени Юстиниана (процессия святых). Изначально в процессии участвовали фигуры самого Теодориха и его придворных, которых несколько святых представляли Иисусу. Также изменению подверглась мозаика с изображением палат Теодориха. Исследователи считают, что на фоне центральной арки дворца ранее находилась фигура Теодориха, а во фронтоне - группа из трех фигур: Теодорих на коне посреди богинь городов Рима и Равенны. От этих фигур сохранились хорошо различимые следы нескольких рук на высоте колонн, а также полукруглые очертания голов над горизонтальной опорой, несущей завесы. Сами завесы и призваны были скрыть арианское прошлое базилики.

Перейдем к северной, "женской" процессии.

Расположена на северной стене центрального нефа и представляет собой процессию из 22-х мучениц выходящих из равеннского порта Классе (Civitas Classis) по направлению к престолу Богородицы, держащей на коленях младенца Христа, и окружённую четырьмя ангелами.




Имена первых (от алтаря) 12 мучениц: Евфимия, Пелагия, Агата, Агнесса, Евиалия, Цецилия, Луция, Криспина, Валерия, Викентия, Перпетуя, Фелицитата,




в числе последующих 10 можно определить фигуры Анастасии Узорешительницы, Виктории и Иустины.




Все святые держат в руках мученические венцы, композиция аналогична шествию мучеников (фигуры разделены пальмами, под ногами цветочное поле). Во главе процессии изображены волхвы, приносящие свои дары Христу.




Их фигуры заменили изображение жены короля Теодориха. Все мученицы изображены в одних и тех же одеяниях, но их вышитые золотом туники и белые вуали по богатству и блеску превосходят простые белые мантии мучеников, изображённых на противоположной стене.




Особый интерес представляет мозаика с изображением города (он подписан Civitas Classis) и порта в Классе, созданная в тот период, когда город и порт ещё существовали.










Исследователи полагают, что на стенах порта изначально помещались фигуры представителей остготской знати, уничтоженные при переделке мозаик.

Равенна, Италия, христианство, искусство, архитектура

Previous post Next post
Up