Я хорошо осознаю, что затрагиваю в своем посте весьма скользкую тему, и потому прежде, чем начну писать, хочу извиниться перед своими еврейскими друзьями и знакомыми и заверить их в том, что мое уважение к ним остается, как и прежде, непоколебимым).
Речь пойдет об одном любоптном фрагменте весьма любопытного исторического источника, труда классического греческого историка Диодора Сицилийского (90-30 гг. до н.э.). Сам по себе этот источник - 40-томная Всемирная история, написанная в I в. до н.э., хорошо известен в современном мире наряду с трудами Геродота, Страбона, Плиния Старшего, Аполлодора, Павсания, Посидония, Ливия, Иосифа Флавия и многих других исследователей и компиляторов античности.
Любопытно же вот что. Единственный (!) полный перевод труда Диодора на русский язык был опубликован в 1774-1775 гг., спустя 12 лет после воцарения "немки на русском троне" Екатерины II. И несмотря на то, что он
был опубликован тиражом всего 300 экземпляров, причем в 1808 году 237 оставшиеся книги (не удалось продать) были проданы на вес как бумага , именно он до сих пор рекомендуется во всех университетских учебниках как едиснтвенный для желающих ознакомиться с Диодором.
Не говоря уже о том, что получить эту редчайшую книгу в РГБ или Исторической биб-ке весьма и весьма затруднительно, перевод сильно устарел. Однако, ни в царской России, ни среди советских светил науки так и не нашлось никого, кто взялся бы за научный подвиг перевода "Исторической библиотеки". С тех пор
публиковались лишь отдельные главы и книги .
Однако, в 2011-2012 гг.
группа товарищей самостоятельно выполнила перевод Диодора на русский язык, использовав для этого
один из английских переводов, коих немало .
И тогда широким массам читающей русскоязычной публики открылись фрагменты этого замечательного литературного произведения, некоторые из которых вызывают и сейчас изрядное замешательство.
Должен сказать, что в целом текст Диодора представляет собой компилят других авторов, и не противоречит общей тенденции того времени в изложении исторических и мифических (в духе эвгемеризма) событий.
Но некоторые фрагменты...
Начиная с первых веков нашей эры евреи были рассеяны и гонимы, как на родине, так и дома, христианами и мусульманами из-за предрассудков (превратно понимаемая иноплеменниками вина всего еврейского народа в распятии Христа) или вполне формальных признаков (национальное занятие банковским кредитом, запрещенным для христиан и мусульман).
Но, по правде сказать, трудно предположить, чтобы к евреям испытывали неприязнь ДО их расселения, ДО рождения Христа. И правда, за что???
Но...
читаем Диодора:
(Подавление сирийским царем
Антиохом Епифаном (215-164 гг.) мятежа в Палестине, 168 г. до н.э., сопровождающиеся жуткими сценами в Иерусалиме)
34-35.1-2.
Когда царь Антиох, [1] говорит Диодор, осадил Иерусалим, евреи держались какое-то время, но когда все запасы были исчерпаны, они оказались вынуждены делать попытки примирения для прекращения боевых действий. Тогда большинство друзей советовали царю взять город штурмом и уничтожить полностью народ евреев, так как они одни из всех народов избегали отношений с другими народами и смотрели на всех людей как своих врагов. Они отмечали также, что предки евреев были изгнаны из всего Египта, как люди нечестивые и ненавидимые богами. (2) Для очищения страны, все люди, которые имели на своих телах белые отметины или знаки проказы, были собраны и изгнаны за границу, как находящиеся под проклятием; беженцы заняли территорию вокруг Иерусалима, и учредили еврейскую нацию, сделав свою ненависть к человечеству традицией, и на этот счет введя совершенно диковинные законы: не ломать хлеб с любым другим народом, не проявлять к ним никакой доброты. (3) Друзья напомнили Антиоху и о вражде, которую в былые времена его предки испытывали к этому народу. Антиох, прозванный Епифан, разгромив евреев [2] вступил во внутреннее святилище храма бога, куда по закону может входить только священник. Найдя там мраморную статую очень бородатого человека, с книгой в руках, сидящего на осле, [3] он предположил, что это изображение Моисея, основателя Иерусалима и создателя нации, человека, кроме того, предписавшего для евреев их человеконенавистнические и беззаконные обычаи. А так как Епифан был потрясен такой ненавистью, направленной против всего человечества, он поставил перед собой цель уничтожить их традиционный уклад. (4) Соответственно, перед изображением основателя и перед алтарем бога под открытым небом, он принес в жертву большую свинью, и вылил кровь на них. Затем, подготовив тушу, он приказал священные книги, содержащие ксенофобские законы, окропить мясным отваром, лампу, которую они называют бессмертной и которая постоянно горит в храме, погасить, а первосвященник и остальные евреи были принуждены отведать мясо.
Пересказывая все эти события, друзья настоятельно советовали Антиоху положить конец этой расе, либо, в противном случае, отменить их законы и заставить изменить свое поведение. (5) Но царь, будучи великодушным и кротким человеком, взял заложников, но отклонил обвинения против евреев, как только он взыскал обусловленную дань и разобрал стены Иерусалима.
[1]Антиох VII Эвергет (Sidctes), брат Деметрия II. Он вступил на престол в 139/8 г. до н. э. после захвата его брата парфянами. Об осаде Иерусалима см. Иосиф, Ant. Iud. 13.236 и след., и этот рассказ еврейского происхождения, вероятно, происходит от Посидония (Jacoby, FGH, II C, стр. 196-199), ср. Тацит, Hist. 5.3-5. Толкование Исхода, как очищения от прокаженных, восходит к Манефон (Иосиф Флавий. Против Апиона, 1.229.
[2]В 169 г. до н. э.
[3]Иосиф, Против Апиона, 2.79 и след., вероятно, авторство подобной истории приписано Посидонию или Аполлонию Молону (или обоим) Апионом, у котором, однако, это изображение - просто голова золотого осла.
Мягко говоря, несколько нестандартное изложение истории еврейского народа, отличающееся от того, что мы привыкли читать в Библии, не так ли?